Солдаты FAM (армия Мали) и бойцы 13-го штурмового отряда ЧВК «Вагнер» проводили в предпоследнюю неделю июля операцию против боевиков «Координационного движения «Азавад» (CMA) и «Аль-Каиды в Сахеле»*. Операция проходила около города Тин-Зауатин близ границы с Алжиром.
Буря помогла врагу
Отряды «Вагнера» и армии Мали явно были небольшими. Вагнеровцами командовал Сергей Шевченко, позывной «Пруд». В первый день операции, 22 июля, им удалось уничтожить большую часть исламистов и сепаратистов, остальные бежали.
Но после началась серьезная песчаная буря. Африканские экстремисты сумели подтянуть резервы. Их численность возросла многократно, до тысячи человек. Руководство ЧВК пыталось перебросить дополнительные силы в район боевых действий. Планы однако, не удалось реализовать.
Бойцы того самого 13-го ШО
Удерживать позиции нашим оказалось невозможным в ситуации постоянного обновления боевиков-туарегов. 26 и 27 июля помимо людского пополнения, к сепаратистам и исламистам подвезли «шахид-мобили», тяжёлое вооружение и беспилотники. Это стало последней каплей.
Вечером 27 июля поступила последняя радиограмма от «группы Пруда»:
«Остались втроём, продолжаем бой».
На этом всё. Колонна подкрепления также попала в засаду. Всего погибло более 80 человек. Считается, что 15 наших попали в плен к туарегам. И сейчас их якобы пытаются выкупить. По слухам, в плен попал даже «преемник» Евгения Пригожина в «Вагнере» и герой России Антон Елизаров (позывной «Лотос»), но эта информация не подтверждена.
Действующий командир 13-го штурмового отряда ЧВК Сергей «Пруд» Шевченко погиб на месте.
Малийский раскол
Прежде чем разбираться в ситуации, поймём фон событий. Огромная часть западноафриканского государства Мали на северо-востоке страны, примыкающая к Мавритании, Алжиру, Буркина-Фасо и Нигеру, именуется Азавадом или Азауагом.
В отличие от юга Мали, где живут темнокожие племена, эта часть населена берберами и туарегами, которые и расово и культурно отличаются от первых. Естественно, что это в новейшей постколониальной истории Мали не раз было основанием для сепаратистских движений и конфликтов.
Зелёной линией выделена территория, на которую претендуют туареги Мали
Туарегские восстания имели место в 1990-1995 годах, 2007-2009 годах. А также – в 2012-2013 годах. В прежние годы их даже поддерживал одно время правитель Ливии Муаммар Каддафи.
После его смерти в Азавад вторглись исламисты, с которыми туареги воевали. После того, как они победили исламистов, их самих немало «пощипала» армия Мали. В итоге вроде бы представители этих народностей даже отказались от борьбы за независимость от Мали. Они провозгласили требование культурной автономии, аналогичной Квебеку в Канаде.
Мали - одна из беднейших стран Африки, раздираемая усобицами
Но судя по всему, в нынешние годы, туареги нашли общий язык с исламистами на основе борьбы с режимом Мали. ЧВК с российскими корнями здесь поддерживает официальную власть, как и во многих других местах.
Расшатывание и развал сложившихся государств на руку только самым деструктивным силам современности – тем же исламистам или Западу. Не удивимся, если за деяниями СMA и «Аль-Каиды» промелькнёт и западный след.
Инцидентом займётся министр?
Но возвращаемся к нашим погибшим бойцам. Разгром 13-й штурмовой группы имеет серьезный резонанс в России, среди влиятельных военнослужащих. Оказалось не так давно в этой штурмгруппе сменился командир.
Её прежний начальник, имеющий позывной «Русич», известный в своих кругах как опытный воин с множеством наград за штурмы в самых разных местах, обращался в дни боёв к самому главе Минобороны России Андрею Белоусову.
Возможно, Белоусову придётся заняться этим инцидентом
«Поддерживал их 13-й штурмовой отряд, ранее командовал, но в силу обстоятельств ушёл из ЧВК. Там оставались мои люди, дорабатывали контракты... Прошу помощи у Минобороны и правительства... Готов предоставить себя и людей безвозмездно, чтобы спасти пацанов, попавших в плен», - заявил у себя в ТГ «Русич».
По словам бойца, ему удалось передать просьбу через кого-то из замов министра обороны и его прошение к Белоусову не должно остаться без внимания.
Предательство, халатность или происки Украины?
Тем временем, после трагедии под Тин-Зауатином, в сети стали множиться версии того, как вообще могла случиться такая история. Пока что ЧВК остаётся одним из самых профессиональных военных подразделений в России и за её пределами.
Потому существует и мнение о предательстве, измене в рядах либо армии Мали, либо среди своих.
Наши в Африке уже не первый год помогают поддерживать конституционный порядок
Кроме того есть точка зрения о том, что после гибели руководителя ЧВК «Вагнер», компания стала «захиревать» и терять в качестве управления и боевого командования. Этой версии придерживается журналистка Анастасия Кашеварова.
«И у этой фатальности есть имя и фамилия, и известный позывной, и даже звезда Героя России», - заявила она.
Кашеварова полагает, что наша группа из 200 бойцов была атакована и попала в засаду, попросту поведшись на старинный прием для заманивания. При опытных командирах такого бы не произошло. Виноватого она назвала прямо: это нынешний военный руководитель ЧВК Антон Елизаров с позывным «Лотос».
Его якобы пролоббировал сыл Пригожина Павел, и при нём из компании стали уходить старые опытные кадры, знающие Африку, наших врагов там и их тактику.
Кашеварова обвиняет Елизарова в том, что по его меркам, «если у командиров нет потерь, то они и не воюют».
Причастна ли к этой засаде Украина?
Такова её версия. Есть впрочем, и совершенно иные, в духе психвойны. ГУР Минобороны Украины заявило о том, что засада в Тин-Зауатине – их рук дело. Якобы откуда-то ГУР знало об операции и передало данные об этом повстанцам. Версия эта вызвала сомнения, хотя не исключено, что и у нынешней Украины и «повстанцев» Азавада могут оказаться общие «финансисты».
В любом случае, инцидент, конечно, вопиющий. Без серьезной артиллерии у врага потерять под сотню человек в Африке – такой случай требует самого серьезного рассмотрения. И если напрягутся в Минобороны, это будет только правильно.
*— запрещённая в РФ экстремистская организация