Троекуровское кладбище в Москве признано самым элитным и дорогим в нашей стране из действующих в настоящий момент. Это можно без труда понять, едва только взглянув на этот «вечный город». Сразу видно, что родственники и близкие усопших не поскупились и установили на могилах настоящие произведения монументального искусства.
«Очень хороший и злой монумент»
Памятник, установленный в честь писателя Эдуарда Лимонова, прославившийся автобиографическим романом «Это я, Эдичка», невольно становится местом притяжения всех, кто навещает своих родных и близких, покоящихся на Троекуровском кладбище.
Монумент, изображающий писателя, выполнен настолько реалистично, что может возникнуть впечатление, что это живой Лимонов - в своем любимом пальто и очках, на которых немного сломана оправа. Руки Эдуарда Вениаминовича заняты арматурой, которая в 90-х годах прошлого века считалась одним из самых опасных оружий уличных боев.
Примечательно, что данный памятник Лимонов согласовал еще при жизни. В мастерской скульптора Михаила Баскакова он посмотрел на каменное изваяние и одобрительно произнес: «очень хороший и злой монумент». После его смерти «двойника»писателя хотели сделать украшением одной из городских площадей, но поклонники таланта Лимонова настояли на том, чтобы исполнить последнюю волю кумира.
Размышление о вечном
Одно из самых посещаемых мест на Троекуровском погосте - захоронение супругов Алидиных. Могила жены, Ирины Васильевны, которой не стало в 2008 году, ничем не примечательна: черная гранитная плита округлой формы и гравировка с фотографией и датами рождения и кончины.
Совершенно иначе выглядит монумент, посвященный ее супругу Александру Викторовичу. Над своим памятником он начал задумываться сразу после смерти жены и свою последнюю волю изложил в завещании.
Без своей жены Алидин прожил девять лет, затем воссоединился с ней в ином мире. Монумент символизирует вечную любовь: сидящий на каменной скамье мужчина в одной руке держит трубку, а другой листает страницы книги.
Известно, что усопший Александр Алидин работал в контрразведке, а его отец в свое время являлся начальником столичного и областого КГБ. Прохожие часто останавливаются у захоронения, отдыхают и предаются размышлениям.
Морская нимфа
Внимание посетителей Троекуровского кладбища привлекает и комплекс, установленный в память погибшей в автокатастрофе бизнесвумен Марины Гроголь. Это стеклянный павильон, внутри которого находится отлитое из бронзы изваяние женщины в изящном наряде, держащей в руке морскую раковину. По правой стороне от нее - стелла из черного мрамора, на которой выгравированы имя усопшей и даты ее рождения и смерти. К плите приварена ярко-оранжевая раковина с жемчужиной крупного размера.
Марина Гроголь известна как основательница крупной туркомпании, а также владелица сети аптек и нескольких ресторанов. Бизнесвумен погибла в аварии в 2019 году в возрасте 49 лет. По слухам, ДТП было подстроено, поскольку буквально через пару месяцев ее управляющий был найден мертвым в особняке своей хозяйки. По какой причине он скончался, так и не было установлено.
«Это все красиво, привлекает взгляд. Но все-таки по церковным канонам на могиле этого не должно быть. Усопшим это и не надо уже. Живые для себя все делали, можно так сказать», - говорит одна из посетительниц кладбища, не назвавшая своего имени.
Королевская усыпальница
Не менее впечатляюще выглядит и комплекс, установленный в память о Николозе Хубутии. Он занимает площадь равную 18 могилам и является самым дорогим захоронением в России.
На этом кладбище есть настоящая достопримечательность — усыпальница Николоза Хубутия. Это самое дорогое захоронение в России. Погребальный комплекс, состоящий из трех частей, по площади занимает примерно восемнадцать могил. Эту поистине царскую усыпальницу оплатил отец Николоза, бизнесмен, известный в узких кругах как «оружейный король».
Комплекс имеет три части. Над самой могилой - изящный дворец, украшенный искусно выполненными витражами. Внутри строения постоянно звучит музыка, но дверь, ведущая внутрь, находится на замке. Вторая часть доступна для осмотра - это комната-музей усопшего. В центре установлен стол, на которой сидит сам Николоз, а у его ног играет маленький песик. По стенам развешаны портреты молодого человека. В третьей части комплекса находится часовня, ее сейчас ремонтируют.
«Вот если бы все деньги, которые вложены на возведение этих памятников пошли на строительство новых больниц и домов престарелых или центров для реабилитации больных после инсульта, на строительство детских онкоцентров... Уверен не только пользы было больше, но и помнили бы ушедших в мир иной дольше и больше людей», - выражает свое мнение в соцсетях пользователь по имени Игорь Карпук.
На гребне волны
Самый необычный и вызывающий много толков монумент на Троекуровском кладбище установлен чуть менее двух лет назад в память о Геннадии Павловиче Орлове. Памятник буквально пронизан эротикой и чувственностью. Скульптурная композиция изображает пару, которые жарко обнимаются. Мужчина и женщина стоят на гребне волны. Поскольку на фигурах нет одежды, создается впечатление, что они готовы предаться страсти.
Так увековечила память о покойном его супруга. Известно, что ее муж - полковник в отставке. Те, кто был знаком с этой парой, в один голос говорят, что любовь сопровождала их на протяжении всего союза.
На пьедестале высечена фраза: «Любовь сильнее смерти». Участок, на котором установлен монумент Орлову, рассчитан на два места. Вдова уже написала свое завещание, в котором указала свою волю: похоронить ее рядом с самым любимым ею человеком.
«Вместо памятников стоимостью, как квартира в центре, лучше бы возвели больницу имени того-то, или школу, или сквер, вариантов масса. Люди бы видели и вспоминали добрым словом, кто-нибудь да помолился за них. А так, кому нужны эти куски камня, пусть и красивые? Кто их видит, кроме безутешной вдовы? Зачем это?», - размышляет мужчина, пожелавший сохранить инкогнито.
Истории тех, кто нашел свое последнее пристанище на Троекуровском кладбище, можно рассказывать очень долго. По площади этот «вечный город» занимает почти 34 га. Мы процитировали несколько мнений посетителей этого погоста. А вы с ними согласны?