Антонина Макарова появилась на свет 1 марта 1920 года в деревне Малая Волковка Смоленской губернии. После школы она планировала получить медицинское образование, поступив сначала в училище, а затем в техникум. Однако ее мечты стать врачом перечеркнула война, начавшаяся 22 июня 1941 года.
Будущая «Тонька-пулеметчица» ушла на фронт добровольцем, где сначала была буфетчицей, а потом санитаркой. Переломный момент наступил осенью 1941 года, в октябре, когда она попала в окружение под Вязьмой – тогда фашисты «взяли в котел» сотни тысяч красноармейцев в «Вяземском котле».
В результате боев в «Вяземском котле» погибло более миллиона солдат, порядка 500 тысяч оказались в плену. И только около 85 тысяч смогли вырваться из окружения. Среди тех, кому удалось спастись, была и фронтовая санитарка Антонина Макарова.
Она очнулась после очередной бомбежки в полной тишине, окруженная останками тел, без единой живой души поблизости. Обстановка была настолько страшной что впору было думать, что вот он – ад. Лишь услышав стон, Тоня осознала – она каким-то чудом выжила. Так же как и рядовой Николай Федчук, который, также очнулся раненым в окопе.
Вместе с Федчуком Антонине удалось выйти из окружения. И вот ведь незадача: за несколько недель пути она успела влюбиться в своего спутника. Увы, но счастье было не на стороне Тоньки: добравшись до села Красный Колодец в Брянской области, Николай сообщил ей, что здесь живет его семья — жена и дети, и оставил Антонину одну.
Фото: стоп-кадр видео, исторический фото-архив. Источник: youtube.com
Как зарождалась сатана
В тот страшный 1942 год Антонина Макарова тяжело переживала разрыв с красноармейцем, и еще долго скиталась по родному селу возлюбленного, находя приют у местных жителей. Но через некоторое время отношение к Тоньке стало меняться, из-за ее образа жизни, который был тесно связан с пьянством и проституцией. Это вызывало неприязнь, и ее вынудили уйти.
После изгнания Макарова направилась в село Локоть, которое находилось под немецкой оккупацией. Там фашисты провозгласили создание «Локотской республики» с местным самоуправлением, поставив во главе коллаборациониста Бронислава Каминского, который ранее трудился технологом на местном спиртзаводе.
Изначально убитая личным горем Макарова думала присоединиться к партизанам, но в последний момент изменила решение и перешла на сторону оккупантов – видимо, после неудачного романа началось отторжение ко всему советскому.
В итоге Антонина снова занялась проституцией и стала открыто критиковать советскую власть. Ее поведение заметили немцы. Макарову представили Каминскому, и она произвела на него хорошее впечатление. Ее приняли на службу в полицию, обеспечив жильем и питанием.
Однако о ее истинных обязанностях сообщили не сразу... Чтобы сгладить шок, сначала Макарову напоили водкой. После этого ей объявили, что ей предстоит заниматься расстрелами — казнить советских военнопленных, партизан, женщин, а также детей и стариков. То есть, всех, кого к казни приговорит «суд Локотской республики».
Фото: стоп-кадр видео, исторический фото-архив. Источник: youtube.com
Убийства за рейхсмарки
Ей пообещали платить за такую «работу» по 30 немецких марок. Антонина согласилась. Первое время это дело давалось ей очень тяжело. Сама она позднее рассказывала, что перед тем, как убить первых людей, она принимала очень много алкоголя. Но даже пьяной ей было трудно начать стрелять из пулемета. Когда немцы это увидели, дали ей еще стакан водки. Выпив его, она начала стрелять. В тот день никто из жертв не выжил...
Со временем она привыкла к этому и стала расстреливать людей уже не пьяной. Тогда люди и прозвали ее Тонькой-пулеметчицей.
Когда Тоньку поймали, она сделала чудовищное признание:
«Я не знала этих людей, кого стреляла. Они меня тоже не знали. Поэтому мне не было перед ними стыдно. Бывало, выстрелишь, подойдешь поближе, а кто-то еще движется. Тогда стреляла ему в голову еще раз, чтобы он не мучился».
Иногда у некоторых людей на груди висела табличка с надписью «партизан». Некоторые, по ее воспоминаниям, перед смертью пели. После убийств Тонька чистила пулемет. Кроме того, с расстрелянных людей немцы разрешали ей снимать понравившиеся вещи.
«Патронов всегда было много. Все люди, которых я должна была убить, были для меня одинаковые. Менялось только то, сколько их было каждый раз», – рассказывала она.
В свободное от своих чудовищных обязанностей время Тонька-пулеметчица часто проводила в запоях и вела разгульный образ жизни. Однажды она заявила своему «начальству» о том, что заболела сифилисом, после чего ей позволили уехать для прохождения лечения. Обратно в Локоть Макарова уже не вернулась, так как вскоре после ее отъезда село было освобождено частями Красной армии.
Фото: стоп-кадр видео, исторический фото-архив. Источник: youtube.com
Счастье закончилось – пора ответить
Пережив госпиталь и немецкий концлагерь, Макарова после освобождения использовала чужие документы, чтобы выдать себя за пленную медсестру. Так она попала в передвижной госпиталь, где познакомилась с будущим мужем Виктором Гинзбургом. Они поженились, переехали в Лепель и вырастили двух дочерей.
В Лепеле Гинзбурги работали на промкомбинате и пользовались уважением как ветераны. Им давали льготы, они рассказывали о войне школьникам, получили квартиру. Казалось, что «Тонька-пулеметчица» навсегда исчезла. Но ее прошлое не было забыто...
Искать убийцу стали сразу после того, как наши солдаты освободили деревню Локоть. Рядом с конюшней нашли огромную яму. От увиденного в ней все буквально онемели: тела ни в чем не повинных людей – всего около полутора тысяч...
Жители деревни рассказали военным, что это сделала Тонька-пулеметчица. Сразу найти ее не смогли, потому что даже не знали, как ее на самом деле зовут. Позже выяснилось, что убийцу зовут Антонина Макарова. Но даже это не помогло — проверили всех женщин по всему Советскому Союзу с таким именем, но не нашли. Оказалось, что фамилия Макарова у нее была не с рождения.
Найти Тоньку помогла случайность. Ее двоюродный брат из Тюмени, который воевал и работал в Министерстве обороны, по фамилии Панфилов, оформлял документы, чтобы поехать за границу. Ему нужно было написать в анкете всех своих родственников. Когда эту анкету стали проверять, оказалось, что все родственники Панфиловы, а одна — Антонина Гинзбург, которая до замужества была Макаровой. Имя этого брата из Тюмени намеренно публично не называется – чтобы не испортить хорошую репутацию ветерана из-за поступков его родственницы.
Фото: стоп-кадр видео, исторический фото-архив. Источник: youtube.com
Расстрел для палачихи
Разоблачение Тоньки-пулеметчицы стало для сотрудников госбезопасности делом чести. Для поимки убийцы они организовали сложную операцию. Они тщательно собирали доказательства и находили выживших свидетелей. Первое опознание произошло, когда одну из свидетельниц подвезли к месту работы Макаровой, и та, увидев ее выходящей, узнала палачиху. Для полной уверенности, что это та самая Тонька, следователи организовали еще одну встречу.
В 1977 году двух ключевых свидетельниц, Пелагею Комарову и Ольгу Панину, доставили в Лепель. Их тщательно загримировали и выдали за работниц собеса. Туда же вызвали и Макарову, якобы для решения вопросов с пенсией. Как только женщины подтвердили, что это именно она, Макарова была арестована.
На следствии Антонина Макарова-Гинзбург вела себя вызывающе спокойно. Через подставную заключенную в камере удалось выяснить, что она не ожидала сурового наказания, считая, что военное время якобы оправдает ее действия.
Суд состоялся 20 ноября 1978 года в Брянске. Антонину Макарову признали виновной в убийстве 168 человек (чьи личности были установлены). При этом, по неподтвержденным данным, она расстреляла до 1500 человек. Так это или нет, но в итоге Тоньку-пулеметчицу приговорили к смертной казни. Все ее попытки обжаловать приговор не увенчались успехом.
Окончательный приговор – расстрел, был исполнен 11 августа 1979 года. В тот день, который стал последним в ее жизни, Тонька по иронии судьбы сама оказалась перед дулом...