Спецкор «Известий» Сергей Прудников решил своими глазами увидеть, как происходит закрепление в приграничных районах Курской области. Первым делом было решено отправиться на восточный участок Суджанской трассы. Именно эту территорию в середине марта освобождали бойцы 30-го гвардейского мотострелкового полка, спецназ «Ахмат» и другие подразделения.
Журналист отмечает, что некоторые географические названия в этом районе со временем стали нарицательными. Например, Русское Поречное — в феврале в его подвалах были обнаружены тела мирных жителей, расстрелянных укронацистами. Или, например, Черкасское Поречное, за которое шли особенно ожесточённые бои аж целых полгода.
И, конечно, Мартыновка, в одном из домов которой был найден дневник той самой, посмертно ставшей известной на всю Россию 77-летней Татьяны Васьковой. Женщина душераздирающе описывала свои последние дни и прощалась с близкими.
Фото: стоп-кадр. Источник: gtrkkursk.ru
Конечно же, Сергей Прудников ездил по конгломерату деревень не один: его сопровождал боец спецназа «Ахмат» Родион с позывным «Достоевский». Это бывший штурмовик, который прошел через жёсткие сражения в Попасной и Кременной. Сегодня главные его задачи связаны с обеспечением подразделения продовольствием, водой, боеприпасами, медикаментами, в общем, всем необходимым.
«От того, насколько хорошо снабжён солдат, зависит его боевой дух. Если на него махнуть рукой, хорошего результата не жди. И наоборот. На нашем направлении, как мы видим, наблюдается стремительное продвижение вперёд», — подчёркивает «ахматовец».
Между зелёных холмов извивается река Суджа, сверкают озёра. Местные говорят, что когда-то эти места были спокойны, романтичны и полны жизни: деревни и хутора, названия которых легко спутать, и сегодня живописно утопают в живописных лесах. Только с одним «но»… На дорогах и полях тоже можно увидеть блеск. Но это блеск хаотично разбросанных многочисленных мин и всевозможных снарядов. Враг уходил подло и максимально опасно…
Самый частый окрик здесь: «Ни шагу в сторону!». В дрожь бросает от одного только взгляда на эти земли.
Фото: стоп-кадр видео. Источник: РИА Новости
В условиях, когда опасность подстерегает со всех сторон, а бои идут буквально в воздухе, с самого начала здесь активно ведётся разминирование территории.
Боец Вова «Малой» в перерывах между выходами на задания рассказывает о подробностях своей работы. Так, каждое утро они получают информацию о новых задачах и маршрутах, которые необходимо пройти.
На дорогах поджидает главная опасность — противотанковые мины. Их легко заметить по «шляпкам», которые торчат из земли. Бойцы уже привычно подцепляют мины, вытаскивают их и складируют вместе, а затем ликвидируют.
Здесь же неподалеку гудят танк и специальный «Урал»-МТП, с помощью которых происходит эвакуация нашей и вражеской техники. Командир эвакуационного отделения рассказал репортёру, что первым делом его команда вытаскивает машину с поля боя, а после, если позволяет ее состояние, возвращает её в строй после кропотливого ремонта.
Фото: Михаил Кевхиев. Источник: РИА Новости
Отдельная история – это люди, о каждом из которых можно написать отдельную историю. Сергей Прудников особо отмечает 52-летнего Айрата с позывным «Хаус». Этого бойца товарищи называют «легендой штурмовиков подразделения».
Айрат пошёл на СВО добровольцем, и за время службы успел получить четвёртое ранение. В результате последнего из них в теле оказалось более тридцати пробоин, прошитое лёгкое и коленная чашечка, вхлам раздробленная. Казалось бы, угомонись и уходи на отдых. Но нет, вместо того чтобы уйти на заслуженный отдых, «Хаус» вернулся в строй, прервав процесс реабилитации.
«Пока мне трудно быстро бегать, но я могу выполнять задания», — рассказал он журналисту.
Что касается возраста, то создаётся полное ощущение того, что это не имеет никакого значения. По словам Айрата, среди штурмовиков есть много ребят его возраста, которые по многим параметрам превосходят молодых. И это не просто словесная бравада – этот факт подтверждают его сослуживцы.
«Потому что они уже многое повидали и их не так легко сломить. Они могут идти вперёд, когда кажется, что невозможно сделать ни шагу. И они идут. Сильные духом, закалённые, а также расчётливые, трезвые и взвешенные, с холодной головой», — пояснил этот феномен боец.
Хаус — это штурмовик, который всегда находится в движении. Он убежден, что для достижения успеха и выживания необходимо постоянно быть в боевой готовности. Он считает, что самосовершенствование — это основа успеха. А еще у Айрата есть свои принципы, которые следуют за ним всю СВО:
«Чтобы выжить и чтобы победить, нужно постоянно двигаться».
«Появилась свободная минутка — тренируйтесь, особенно если с тобой в «тройке» или «пятерке» новые ребята, нарабатывайте слаженность постоянно».
«Штурмовка — это наука, на авось тут не прокатит».
О Хаусе стали говорить после одного из тяжелейших боёв под Бахмутом. Он и его группа преодолели 500 метров минного поля и атаковали опорный пункт противника. Бой был страшным, Хаус выжил единственный, и в одиночку ликвидировал шестерых солдат ВСУ с помощью автомата и гранат. После этого видеозапись этого штурма, сделанную с помощью дрона, показывали в учебных центрах.
Фото: Сергей Бобылев. Источник: РИА Новости
Вот такой получилась поездка в прифронтовую зону. На обратном пути миновали дымящиеся села, около одного из которых обогнали танк, тянущего за собой трофейный бронетранспортёр. Впереди мчали мотоциклисты, ловко маневрирующие между домами.
«В тылу постепенно налаживается жизнь», — резюмирует Сергей Прудников.
По пути встречается потомственный медик из Воронежа с позывным «Сирота». Он рассказывает, как на днях его группа шла по лесу, и в какой-то момент один из бойцов решил отдохнуть. Он ступил на проторенную тропинку, однако под ногой оказался «лепесток», из-за которого он остался без нескольких пальцев.
«С колеи не сворачивайте, в сторону с тропы ни шагу. И внимательно слушайте небо!», — звучат напутственные слова в очередной раз.
Так что несмотря, на то, что активных военных действий в восточной Судже не происходит, и постепенно появляются признаки мирного существования, находиться здесь все равно опасно. Закрепиться на месте и практически круглосуточно налаживать прежний уклад жизни в прифронтовой зоне — процесс весьма непростой, сложный и опасный и во многом сравнимый по своему риску с продвижением вперёд…