Само заседание судов проходило в закрытом режиме. Однако прессе разрешили поприсутствовать на вводной части, во время которой судья уточнял элементы биографии, а переводчики «налаживали диалог» с убийцами.
Избрание меры пресечения подозреваемым в теракте в «Крокус Сити Холле»
Фото: Абзац / Дмитрий Дубинский
Кстати, о переводчиках. Свидетели, которые ранее были знакомы с преступниками – вместе работали или жили на одной лестничной клетке - в один голос твердят, что все четверо без проблем общаются с окружающими. Во всяком случае, русский язык они точно понимают. Двое из них даже были официально трудоустроены, что невозможно было бы сделать без сертификата о знании языка. И вдруг они «ни бе, ни ме», как говорится.
Но с переводчиками или без, а отвечать за содеянное всем четверым безусловно придется.
Заседание началось. Журналистов, которых буквально на 30 секунд допустили в зал, чтобы сделать снимки, предупредили: «Никаких вопросов».
Впрочем, судя по внешнему виду убийц, спрашивать у них о чем-либо не было смысла. Все четверо выглядели, мягко говоря, неважно. И дело не только в «украшениях» в виде синяков. Появились сомнения в их адекватности.
Мычал нечленораздельно
32-летнего Далерджона Мирзоева в судебном «аквариуме» заметно потряхивало от страха. Временами он сползал со скамейки, пускал слюни, открывал рот и тряс головой.
Впрочем, примерно таким мы его уже видели на том самом видео, которое оперативники сняли почти сразу после задержания. Мирзоев, сидя на скамейке, трясся, как осиновый лист, нервно дергал ногами и головой.
Далерджон Мирзоев
Фото: fishki.net
На том видео он рассказал, что жил в хостеле возле трассы и работал таксистом. А еще из его уст впервые прозвучало имя некого Абдулло, с которым вместе они приобрели белый «Рено Симбол».
Специалисты-профайлеры, которые позже внимательно изучили видео, сделали вывод, что преступник по большей части лжет и многое недоговаривает.
В зале суда Мирзоев мямлил, отвечая на вопросы судьи. Даже на требование произнести имя, фамилию и отчество он начал мычать что-то нечленораздельное. Переводчик с огромным трудом разбирал сказанное.
Далерджон Мирзоев
Фото: Абзац / Дмитрий Дубинский
Мирзоев сообщил, что является гражданином Таджикистана. Регистрация у него имеется, но ее срок закончился еще три месяца назад. Есть жена и четверо детей: шесть лет, пять лет и двойняшки, которым исполнилось по полтора года.
В настоящий момент он безработный.
«Есть судимости?» - спросил судья.
Переводчик передал вопрос. Мирзоев отрицательно покачал головой.
Решение суда Мирзоев выслушал, опустив глаза. Было видно, что ему плохо. Зал заседания он покидал под конвоем на подгибающихся ногах.
Ни раскаяния, ни сожаления
В отличие от своего подельника 30-летний Саидакрами Рачабализода в зале суда выглядел куда более уверенно: взгляд не опускал, сидел прямо, словно мысленно подготовил себя к бою.
Саидакрами Рачабализода
В его взгляде не было заметно раскаяния и сожаления.
Рачабализода – тот самый террорист, который в окровавленной грязно-желтой майке во время задержания рассказывал, как его друзья выкинули оружие. Он изо всех сил пытался прикинуться религиозным фанатиком, которого к убийству склонил некий «проповедник».
У этого недочеловека тоже есть семья: жена и ребенок. Он не работает. А на вопрос, есть ли регистрация, Рачабализода ответил, что есть. Вот только где именно зарегистрировался он не помнит.
На вопрос о судимостях Рачабализода заявил, что ранее судим не был. Хотя шесть лет назад суд в Подольске оштрафовал этого иностранца на пять тысяч рублей за превышение срока пребывания на территории РФ.
Саидакрами Рачабализода в зале суда
Судья ознакомил обвиняемого с его правами: не свидетельствовать против себя, возражать против обвинения и так далее.
Рачабализода особо не прислушивался к сказанному. Он вперил взгляд куда-то в стену напротив, время от времени угукал, и, казалось, вообще оставался равнодушным к происходящему.
В трансе
25-летний Фаридуни Шамсидин, судя по всему, в зале суда тоже решил включить «режим безразличия». Он, покачиваясь, сидел на скамье и буравил взглядом пол.
Фаридуни Шамсидин
Фото: Абзац / Дмитрий Дубинский
Фаридуни Шамсидин при задержании шокировал весь мир признанием, что согласился убивать «всех подряд» за 500 тысяч рублей.
На заседании он был единственным из четверых, кто отказался от переводчика.
Фаридуни отвечал медленно, растягивая слова, словно находился в каком-то трансе.
«Есть ли регистрация?» «Да, зарегистрирован в Красногорске». «Семейное положение?» «Женат». «Есть ли дети?» «Нет».
Потом все же выяснилось, что есть ребенок – восемь месяцев.
Шамсидин сообщил, что трудился разнорабочим на фабрике паркета в Подольске.
Судья озвучила подсудимому его права. Тот молча выслушал, при этом закрыв глаза и раскачиваясь, словно в дурмане.
Носом к стене
Самого молодого убийцу, 19-летнего Мухаммадсобира Файзова, в зал суда привезли на кресле-каталке. Во время задержания он получил ранение, потом ему была сделана операция.
Террорист выглядел неважно даже на фоне своих «посиневших» подельников: один глаз закрыт, на коленях катетер с мочеприемником.
Мухаммадсобир Файзов после операции
А ведь не так давно этот «молодец» работал парикмахером в Иваново. После задержания в брянском лесу коммуникативные способности Файзова, по всей видимости, «сломались». При допросе в больнице он заявил, что русского языка не знает, а документы на пребывание в России получил в аэропорту от неизвестных.
Во время слушания снова обратились к услугам переводчика. Данные о Файзове, которые он сообщил о себе, могут уместиться в одно предложение: не женат, не судим, временно не работал, зарегистрирован в Иваново. Все это обвиняемый буквально прошептал себе под нос, так что переводчику пришлось поднапрячься, чтобы услышать и распознать ответ.
Мухаммадсобир Файзов в зале суда
Фото: РИА Новости / Кирилл Зыков
Когда судья выносил решение, Файзов отвернулся к стене.
Стало стыдно? Вряд ли.
Всех троих судья оставил под арестом до 22 мая. В настоящий момент они находятся в СИЗО «Лефортово».
Процесс над четырьмя убийцами обещает быть одним из самых громких в истории России. Всем задержанным грозит пожизненный срок.