Как и в далёком уже 2005-м году. Только теперь это был уже самолёт с литерой «М», что у авиастроителей означает глубокую модернизацию модели.
Главковерх впечатлён
Самолёт взлетал с полосы Казанского авиазавода им. С.П. Горбунова. Полёт продлился полчаса. После президент рассказал о своих впечатлениях от обновлённой машины. В частности, отметил что «Белый лебедь» стал комфортнее для экипажа.
«Главное в том, что мы получаем технику нового поколения. Можно принимать в состав ВС. Это новая машина. Видно непрофессиональным взглядом, что она управляется лучше. Выше надежность, тяговооружённость. Это новый самолёт», - подытожил глава государства в разговоре с журналистами.
Модернизация до сих пор самого передового самолёта стратегической авиации России вызвана насущными требованиями момента, хотя она началась не сегодня и даже не вчера.
Работы начались в 2018 году, почти шесть лет назад. Так как производство Ту-160 было остановлено в 1992-1993 годах, то отечественным инженерам и промышленникам пришлось восстанавливать выпуск двигателей НК-32. Теперь они получили маркировку НК-32-02. Дальность машины благодаря усовершенствованию его «сердца» возросла на тысячу километров, до 15,5 тысяч км с боевой нагрузкой.
Легендарный двигатель НК-32.
Серьезным изменениям подверглась авионика самолёта. Появилась система спутниковой навигации, бортовые системы защиты и обороны от радиообнаружения противника.
Также Ту-160 сейчас может брать на борт в качестве боевой нагрузки новые ракеты, в том числе стратегическую Х-БД. Её дальность превышает шесть тысяч километров.
В целом самолёт может взять до 45 тонн боевой нагрузки. Ими могут быть стратегические ракеты X-55 СМ, противокорабельные X-15C и более новые их аналоги. Так что обновление существенно, но оно далеко не закончено. Жизнь ставит новые задачи, участие наших ВКС в СВО, боевых действиях в Сирии, Африке может потребовать и новых решений для Ту-160.
Из истории инженерно-промышленного подвига
А ведь всего этого «военно-стратегического пиршества» (вы только взгляните на пропорции нашей «птицы»!) могло и не быть. Ту-160, стратегический сверхзвуковой бомбардировщик со скоростью свыше 2200 км/час стал, можно сказать, последним подарком советской авиастроительной и инженерной школ своей большой стране.
Вопрос о его появлении встал в 1960 годах. Тогда СССР сделал мощный рывок: развитие ракетной техники, полёты в космос способствовали успехам в проектировании стратегических ракетных вооружений.
Американцы прекрасно понимали мощь советского ракетного комплекса, и там не одна тысяча инженеров, ученых, рабочих и спецслужбистов денно и нощно трудилась над противодействием нашим ракетам. Карибский кризис 1962 года подстегнул научную и военно-стратегическую мысль за океаном. Там создали мощную систему противовоздушной обороны (ПВО).
Наши оппоненты, трудясь в режиме «ошпаренного кролика» (уж простите за грубоватую метафору) сумели действительно до определённой степени обезопасить себя. Со своей системой ПВО США к 1970-м годам считались неуязвимыми для российской авиации дозвукового уровня.
Параллельно в Америке шла работа над созданием системы противоракетной обороны (ПРО), способной нейтрализовать и ракетный потенциал СССР. Вопрос о стратегическом бомбардировщике, способном преодолеть эти заслоны, встал ребром.
Будущий самолёт, согласно заданию Совмина СССР, должен был преодолевать до 13 тысяч километров на высоте до 18 километров. Скорость: до 2,5 тыс. километров. Масса боевой нагрузки должна была составлять до 45 тонн. Столько, сколько нужно, чтобы уничтожить командные центры противника и базы ВС.
Успели!
В конкурсе на право создания уникальной машины участвовали лучшие опытно-конструкторские бюро (ОКБ) Советского Союза – ОКБ П. Сухого, ОКБ А. Яковлева, ОКБ В. Мясищева. Первоначальный проект самолёта М-18 создавался мясищевцами. Однако к 1972 году руководство министерство авиационной промышленности передало его в бюро Туполева.
Причин было несколько: туполевское объединение было намного лучше укомплектовано кадрами, ранее работало над аналогичными машинами Ту-22М и Ту-144 (оба - сверхзвуковые). В конечном счёте, разработчику будущего Ту-160 Валентину Близнюку пришлось разрабатывать самолёт почти заново.
Валентин Близнюк, создатель «стратега» Ту-160 (1928-2019)
Хлопот и конфликтов хватало в ходе разработки. То не проходила схема с изменяемой стреловидностью крыла, то возникали проблемы с проектом нового турбовального двигателя... Однако к 1977 году эскизный проект самолёта утвердили. Постройка первых трех машин началась в Москве.
После многочисленных испытаний их серийное производство стартовало в Казани в 1984 году. К моменту приостановки производства в начале девяностых «Белых лебедей» было собрано 35 штук. И тогда, и сейчас Ту-160 был и остаётся самым большим и мощным сверхзвуковым бомбардировщиком в мире. Да, и самым быстрым среди аналогов.
«Посланник» в пути
Думается его появление и каждый вылет и во времена Союза, и ныне добавляли и добавляют седых волос стратегам, политикам и оперативным дежурным из недружественных стран. Так что Ту-160 стал одним из последних титанических успехов советского оборонного авиастроения. Кстати, над его созданием в СССР трудились более 800 организаций разного профиля!
В кабине Ту-160.
Тот факт, что такая машина есть и вновь, регулярно, с нулевых годов дежурит в воздухе на рубежах Родины, должен вроде бы радовать наших патриотов. Но и сейчас слышны возгласы: «Как же так, ещё советская разработка! Ничего нового не придумали!»
Для таких скептиков есть ответы. Первый: принципиально нового (в этой же «категории») не создано и «за бугром». Второй: Россия ударными темпами работает над проектом «Посланник».
Он же «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА). Должен быть представлен в 2025 году. Эта машина не является модернизацией прежних моделей. Она призвана будет частично заменить на боевых дежурствах Ту-95, «составить компанию» ТУ-160 и Ту-22М.