Напомним, что создателя самого известного мессенджера в России Павла Дурова арестовали в субботу, 24 августа. Это произошло в момент, когда его самолёт совершил посадку для дозаправки в аэропорту Франции. Самое интересное, что ордер на арест выписали подозрительно быстро: фактически за пять минут до приземления самолета.
Поводом для ордера стали обвинения в том, что создатель Telegram не захотел сотрудничать с французскими правоохранителями. Таким образом отказ Дурова стал основанием для обвинений его в соучастии во всех преступлениях, так или иначе совершенных с применением мессенджера. В общем, примитивно слепленный и за уши притянутый повод, раздутый до вселенских масштабов.
Однако всем очевидно, что арест Дурова – это не случайность, а конкретное политическое решение. Таким образом из предпринимателя хотят «выбить» доступ к ключам шифрования Telegram. Параллельно с этим так называемые «правозащитные организации» и западные СМИ, которые явно в курсе происходящего, позорно «закрыли рот», стараясь отодвинуть тему на второй, а то и вовсе на третий план. Но такова уж участь подчиненных: делать все, что скажут хозяева.
Павел Дуров/ Фото: Du Rove's Channel / Telegram
Что сказал Макрон?
Макрон словно из-за угла наблюдал за всем происходящим и ждал повода «вклиниться» в информационную повестку дня. И этот повод он нашел, но через два дня, и после того, как в соцсетях поднялась шумиха – в противовес тупому молчанию западных СМИ. Вот тут Макрону ничего не оставалось как выйти из тени и лично прокомментировать происходящее.
Итак, по заверению президента Франции, «арест президента Telegram на территории Франции произошёл в рамках продолжающегося судебного расследования». При этом Макрон поспешил заверить, что все заявления о политических мотивах в деле против Дурова – это ложь, и что всё происходит в рамках некого расследования.
Пользователи Сети убеждены: Макрон облажся
Вот только никто в это не поверил, так как если бы речь действительно шла о расследовании, то местные СМИ уже давно бы пестрили соответствующими заголовками, а эксперты и полицейские вовсю раздавали сопутствующие комментарии. Только вот все молчат.
«Арест президента Telegram на территории Франции произошёл в рамках продолжающегося судебного расследования. Это ни в коем случае не политическое решение. Решение остаётся за судьями», - резюмировал Макрон.
Реакция общественности
Заявление Макрона не произвело должного впечатления. Французский лидер наивно рассчитывал другую реакцию. Однако вопреки его ожиданиям, в принципе никто (естественно, кроме государственных СМИ) в принципе не поверил в искренность его выступления. В итоге Макрон в очередной раз укрепил репутацию лжеца и лицемера. Пользователи Сети сошлись в едином мнении:
«Никто тебе не верит, Макронеску, не слушайте Макрона, он, лжёт, как обычно»,
«Франция глубоко привержена свободе слова – ложь начинается здесь»,
«Ему уже давно никто не верит, к чему весь этот цирк!»
Ситуацию с Дуровым и реакцией Макрона прокомментировали известные люди, в том числе знаменитый разоблачитель спецслужб США Эдвард Сноуден и создатель Rumble (полноценная альтернатива YouTube ) Крис Павловски.
«Макрон опустился до уровня взятия заложников в качестве средства получения доступа к частным сообщениям», - написал Сноуден в своей соцсети.
«Когда вы говорите, что привержены свободе слова, вы лжёте. У нас есть письмо из Франции, которое это доказывает, без сомнения», - разоткровенничался Павловски, напомнив, что он был вынужден прикрыть Rumble во Франции из-за отсутствия у страны обязательств по свободе слова.
Павел Дуров
Всё намного серьезнее
Итак, в связи с арестом Дурова еще более актуальным стал вопрос конфиденциальности, связанный с тем, что у спецслужб Франции может появиться доступ ко всей переписке Telegram. Как минимум, это грозит работе военкоров, русских военных и даже целых ведомств. В общем, масштаб серьезный.
При этом, как поясняет IT-специалист по информационной безопасности подполковник спецслужб в отставке Андрей Масалович, основной вывод, который можно сделать из всей этой странной истории, обнажает серьезную и действительно позорную проблему: у великой Франции до сих пор нет своего защищённого мессенджера. И это, по словам эксперта, можно считать катастрофой национального масштаба.
Ну, и конечно же, есть еще одна вещь, которая коробит Управление защиты гостайны: как ситуация дошла до того, что переговоры по чувствительным и серьезным темам велись через вражеский мессенджер.
«То есть, на самом деле использование мессенджера, который хотя бы теоретически подконтрольный противнику – это вообще-то головотяпство на грани преступления», – заявил Масалович в разговоре с Царьградом.
По факту, как считает, эксперт, противнику в первую очередь нужен состав «преступной группы». В частности, связи, абоненты кому идут звонки, частота звонков, местоположение, а также абоненты, их лидерские позиции, связные и так далее. То есть, Франции нужна вся «цепочка исполнителей».
Проблема в том, что все эти данные в мессенджерах имеют весьма слабую защиту. То есть, не существует какого-то специального шифрования на защите «телефонной книги», а инцидент с Дуровым просто еще раз актуализировал ряд проблем, решение которых требует системного подхода.
«Такой маленький тонкий намёк, что десятку следующих платформ, из которых номером три идёт, кстати, "Твиттер", или платформа X. Вот такой звоночек, что лучше не доводить до греха, сотрудничать с ФБР по-хорошему», - заключил Масалович.
То есть, как делает вывод эксперт, главная цель ареста Дурова связана не с «захватом» Telegram, а с тем, чтобы остальные платформы прочли сигнал: не стоит брыкаться. Для основателя популярно мессенджера все это может закончится печально: если его признают виновным (в чем именно, еще предстоит выяснить), то в общей сложности ему грозит до 20 лет тюрьмы.