«Ой, что у нас тут выросло?»
Противораковую мРНК-вакцину разработали в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи. Сейчас в РФ проводятся ее доклинические испытания.
Академик Александр Гинцбург уверен: новая онковакцина будет универсальной и сможет помогать при разных видах рака (немелкоклеточном раке легкого, раке поджелудочной железы, некоторых видах рака почек, меланомы).
Гинцбург считает: новая вакцина будет универсальной
По его словам, испытания добровольцев начнутся примерно в середине следующего года. Пока препарат проходит доклинические испытания на мышах: ученые искусственно прививают им меланому – один из самых агрессивных видов рака, а потом с помощью вакцины пытаются от нее излечить.
Новая вакцина помогает иммунной системе распознать не только первичные опухоли, но и метастазы, а затем уничтожить их (даже на поздних стадиях).
Как рассказала в интервью «Ленте.ру» Анча Баранова, доктор биологических наук, суть иммунотерапии в том, чтобы сделать опухолевые клетки более заметными для иммунной системы.
«Для этого используют препараты, снимающие с опухоли «шапку-невидимку», - пояснила специалист. - Иммунная система человека «просыпается»: «Ой, что тут у нас выросло?» И «поедает» опухолевые клетки, а какие не «поедает», те «надкусывает».
Раковые клетки станут более заметными для иммунной системы
Не панацея, но всё же…
За рубежом, кстати, уже несколько лет подобную вакцину применяют на людях. Первые результаты обнадеживают. Пациенты, прошедшие курс лечения от меланомы три года назад, до сих пор не имеют никаких рецидивов. И таковых уже – свыше 150 человек.
Конечно, все прекрасно понимают, что вакцина – не стопроцентная панацея от тяжелого недуга, но ее комбинация с иммунностимулятором снижает риск рецидива на 50 и более процентов по сравнению со стандартным лечением.
Вакцина может снизить риск рецидива
Эти результаты были представлены в Чикаго на международном онкологическом конгрессе в начале нынешнего июня. Было отмечено, что в прошлом году вакцину получили более 1000 человек, больных меланомой, а спустя несколько месяцев – порядка 900 человек с агрессивным раком легких.
Теперь ученым предстоит определить, на каких стадиях рака новый метод лечения приносит наибольшую пользу, а также в какой момент применение вакцины наиболее эффективно.
«Борьба с онкозаболеваниями – самое трудное «поле боя», - считает доктор медицинских наук Александр Мясников. – Да, пока это только «артподготовка». Работы – непочатый край. Пройдут долгие годы кропотливой работы до внедрения в клиническую практику. Но уже сегодня можно поздравить коллег с таким продвижением вперед».
Доктор Мясников поспешил поздравить коллег с будущим успехом в онкологии
Надежда умирает последней
Создать вакцину от рака ученые пытаются давно. Первая и наиболее эффективная появилась в 1991 году, она предназначалась для снижения риска заражения вирусом папилломы человека, вызывающего рак.
Правда, до сих пор препарат не входит в национальный календарь прививок. Но вакцинация желательна девочкам и женщинам в возрасте от 9 до 26 лет, и мальчикам – от 9 до 15 лет, считает врач-онколог научно-клинического центра ФМБА Юлия Понкратова.
Пока же единственно утвержденной в мире вакцинотерапией является sipuleucel-T, разработанный для лечения рака предстательной железы. Однопептидные вакцины продолжают широко тестироваться, особенно при «иммуногенных» видах рака, таких, как меланома.
По словам Вероники Скворцовой, экс-министра здравоохранения РФ, а ныне – руководителя Федерального медико-биологического агентства, российская наука идет в ногу с мировым научным сообществом.
Вероника Скворцова верит, что новая вакцина поможет онкобольным россиянам
«Пептидные, РНК, векторные и клеточные вакцины, в которых учитываются индивидуальные молекулярные особенности опухоли каждого конкретного пациента, активно разрабатываются во многих странах и, конечно, в России, - заверяет доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН. - Эти вакцины помогут иммунной системе самого пациента бороться с опухолью».
При этом Скворцова уточнила: потребуется изменение законодательства. Согласно новым поправкам, которые планируется ввести уже в текущем году, препарат должен производиться в том же учреждении, где проходит лечение онкопациент.
Впрочем, не все настроены столь оптимистично. Так, врач общей практики Екатерина Серебренникова сомневается, что в обозримом будущем могут появиться профилактические вакцины ото всех видов рака.
По ее мнению, этому может воспрепятствовать то, что у онкозаболеваний большой спектр причин возникновения. Ни одна, даже самая прогрессивная, вакцина не способна дать стопроцентной гарантии.
И все же хочется верить, что однажды наши ученые изобретут-таки если не «таблетку бессмертия», то хотя бы средство избавления от страшной и мучительной болезни, которая ежегодно уносит жизни миллионов людей. Надежда, как говорится, умирает последней.