Более полугода челябинский аэропорт Баландино и его окрестности носили звание «самого криминального района» города. Вышедшие из самолетов гости из других городов не были уверены, что вернуться домой живыми и здоровыми, а извозчики зачастую не догадывались, что выгодный «калым» останется последним обещанием в их жизни.
15 бесследно пропавших и потом найденных мертвыми женщин и мужчин разного возраста и сферы занятий - сейчас уже эпизоды, вошедшие в учебники по криминалистике, а в конце 80-х истории, леденящие кровь и наводящие ужас своими кровавыми подробностями.
Воздушная гавань, растворяющая людей
Первой жертвой в «плеяде» словно растворившихся в окрестностях Баландино людей стала москвичка Валентина Торбина. В Челябинске женщина оказалась по служебным делам. Поездка обещала быть вдвойне удачной: в перерыве между командировочными делами Валентина хотела навестить родителей. Москвичка вышла из здания аэропорта и бесследно исчезла.
Валентина Торбина
Родственники, не дождавшиеся визита дочери, заволновались и обратились за помощью в милицию. Поиски столичной гости результатов не дали. Во время допроса возможных свидетелей выяснилось, что из Баландино пропал еще один человек - водитель такси Валерий Коротков. Мужчина после смены не вернул автомобиль в автопарк, дома его тоже не было.
За несколько дней поступило несколько подобных сообщений. Друг за другом исчезли еще два таксиста, девушка и молодой мужчина. Все пропали в районе аэропорта. Это место челябинцы стали называть «зловещим».
Милиционеры не могли обнаружить ни одной зацепки, ведущей к следу пропавших. За все время поисков не нашлось ни одного человека, который бы видел, что с людьми произошло. Они словно бесследно растворялись в воздушном пространстве.
Зацепка
Народная молва была быстрее челябинских сыщиков. Вскоре город окутало пеленой паники: люди боялись в темное время суток выходить из дома, услуги такси стали пользоваться минимальным спросом, а в аэропорт без особой на это надобности местные жители вообще боялись заглядывать.
Затем в разных уголках Челябинска стали находить тела исчезнувших пассажиров и извозчиков. Так появились первые зацепки в нашумевшем деле о массовом исчезновении людей. Во всех случаях почерк был один - смерть от выстрела из охотничьего ружья.
В шок правоохранителей повергли результаты баллистических экспертиз - в качестве снарядов преступники вместо свинцовой дроби использовали стальные шарики от подшипников. Такие патроны при попадании в человека в разы увеличивают риск летального исхода. Выяснилось, что стрелков было минимум двое, следственные мероприятия показали, что выстрелы производились практически одновременно с разных направлений.
Правоохранители устроили облаву на челябинских гангстеров. Круглосуточно дежурили патрульные машины, на дорогах устраивались передвижные заставы, воздушное пространство контролировалось вертолетами. Безуспешно, люди продолжали бесследно исчезать.
Первый подозреваемый
Однажды днем в отделение милиции поступил звонок: неизвестный размахивает на улице города обрезом и угрожает челябинцам. На место происшествия экстренно прибыли опергруппы. Дебошира задержали и отправили в отделение. Покой и без того растревоженных челябинцев нарушил Евгений Гончаров.
Евгений Горчаков
Оружие отправили на экспертизу. Выяснилось, что к делу о пропавших людях оно не причастно. Пьяного хулигана оставили на время в СИЗО, чтобы подумать о своем поведении. Тогда еще правоохранители не подозревали, что все таки поймали одного из участников банды преступников.
Взмах жезлом, угодивший в «яблочко»
Разбушевавшиеся преступники чувствовали свою безнаказанность и продолжали свои игры со смертью. День за днем в разных частях Челябинска находили тела пропавших и обугленные останки сожженных автомобилей. Милиция перешла на круглосуточное дежурство и бросила все силы на поимку бандитов.
Осенним днем патрульная машина ГИБДД во время дежурства задержала мотоцикл, в котором находились два бывших навеселе челябинца. Один из инспекторов стал составлять протокол, второй продолжил патрулирование.
В это время патрульный взмахнул жезлом и остановил проезжавшее мимо него «Жигули». Водитель показал документы, но их вид смутил инспектора. Фотоснимок на самой «корочке» держался неплотно. Тогда милиционер попросил показать паспорт. Шофер выразил согласие и нагнулся в глубь салона за документом. Удостоверение личности он не предъявил, внезапно открыл пальбу из обреза.
Патрульному удалось спрятаться за служебную машину, пуля его только слегка задела. Второой инспектор сидел в автомобиле и вовремя нагнулся. Пассажиру мотоцикла укрыться от шальной пули не удалось, он погиб на месте происшествия.
Кто же возглавил банду налетчиков?
Поймать стрелка сразу не удалось, он опрометью бросился в лес. Задержавший его милиционер отправился в погоню. К нему на помощь подоспели оперативники со служебными собаками.
У ближайшего к месту происшествия поселка к стражам порядка выбежал молодой человек. Он сообщил, что выскочивший из лесополосы мужчина хотел отобрать у него мопед. Парень, несмотря на угрозы обрезом, требованиям не подчинился и бросил ключи от транспортного средства на ближайшую крышу.
Нападавший угроз не исполнил, сбежал в лес. Позже сыщикам станет известно, что в обрезе оставался один патрон, который мужчина оставил на крайний случай. Преследователи продолжили погоню, но след стрелка не нашли.
Зато в брошенных «Жигулях» оказалось настоящее водительское удостоверение. Так удалось выяснить личность опасного преступника. Им оказался Игорь Колчин.
Игорь Колчин
Мужчину объявили в розыск, без особого труда нашли его семью. Задержали жену Колчина Людмилу и младшего брата Владимира. Последний родственника не выдал, на все вопросы отвечал, что о делах Игоря ничего не знает. Супруга держалась недолго.
«На второй день Колчина заговорила. Она собственноручно написала обо всех преступлениях, про которые знала», - рассказывает Вадим Лунев, бывший старший оперуполномоченный по особо важным дедам Управления уголовного розыска УВД Челябинского облисполкома.
Узнав об этом, брат Владимир решил оказать милиционерам содействие. Мужчина поделился информацией, где найти Игоря Колчина. Опасный головорез скрывался в лесу за Аргазинским водохранилищем.
Задержать Колчина удалось на восьмые сутки с момента побега. По одним данным, его поймали именно в том месте, на которое указывал брат, причем столь стремительно, что он не успел воспользоваться обрезом. По другой информации, главаря выманили на встречу с Владимиром — она состоялась на улице Доватора в Челябинске.
Все подельники при поимке главаря стали сыпать обвинениями в адрес пойманного Колчина. Они утверждали, что в его дальновидные планы входило «турне» по региону, а на каждом остановочном пункте кровавая расправа над сотрудниками правоохранительных органов и водителей.
Начало преступного пути
Игорь Колчин с детства отличался крутым нравом и страстью к опасным играм. Буквально только став совершеннолетним, он попал на скамью подсудимых за кражу. Колчина посадили. В тюрьме Игорь стал доносить на своих сокамерников и воровать их вещи. Четыре раза за время заключения его пытались убить, но он исправно досидел срок и получил свободу.
На воле Колчин пробыл недолго, аналогичное преступление и вновь годы за колючей проволокой. После очередной отсидки Игорь вернулся в родной Челябинск, стал работать в трамвайно-троллейбусном управлении водителем, познакомился с девушкой Людмилой, пара поженилась и обзавелась детьми.
Людмила Колдина
Семейная жизнь не успокоила жаждущего «ярких» впечатлений Колчина. Он вновь встал на преступный путь. Сначала промышлял мелкими кражами у коллег, потом стал устраивать поджоги бесхозных сараев. И пытался найти оружие, чтобы вывести свою жажду «приключений» на новый уровень.
«Я должен убивать все, что шевелится» - девиз главаря жестокой банды
Первое свое нападение на человека Колчин совершил в 1986 году, оружием преступления стали железные гантели, которыми мужчина ударил поздно возвращавшуюся домой жительницу Челябинска. Женщине чудом удалось остаться в живых, позже она стала одним из свидетелей, опознавших опасного бандита.
Почувствовавший жажду наживы челябинец вошел в раж и стал совершать одно нападение за другим. Обо всех своих «похождениях» Игорь за семейным ужином рассказывал супруге.
«Если у меня год Крысы, я должен постоянно воровать, а месяц Скорпиона — убивать все, что шевелится», - объяснял Колчин свои действия жене.
Награбленное богатство Игорь не таил в закромах, одаривал супругу. Однажды он презентовал ей золотую цепочку, довольно рассказав при этом, что снял ее с тела убитой женщине. Людмила заплакала, но в милицию с заявлением не обратилась. Со временем верная супруга стала подельницей.
«Послужной список» челябинских гангстеров
Свою банду Колчин сформировал в 1989 году. Его подельниками, кроме супруги, стали брат Владимир, его невеста Елена Малахова с братом Олегом Малаховым. Пятерку замкнул Евгений Горчаков, тот самый, которого в руках с обрезом задержали на улице милиционеры.
Преступная схема такова: нападение на людей, грабеж и убийство. Жертвами чаще всего становились прибывшие в аэропорт гости из других городов. Причины просты - у командировочных и путешественников всегда много наличных, а их пропажа не сразу обнаружится.
Со временем в число потенциальных жертв включили и таксистов. У них в конце смены обычно приличная выручка. Преступники разыгрывали из себя пассажиров, а потом нападали на водителя.
Бандиты не ограничивались только деньгами и ценными вещами. Они забирали буквально все, что можно было унести. Украшения большей частью отправлялись в ломбард или черный рынок, а одежда убитых людей стиралась и носилась.
«Людмила и Елена участвовали в распределении добычи, помогали кое-что сбывать, морально поддерживали бандитов. Они нередко выезжали на преступления вместе с ребятами», - рассказывает Борис Кунин.
Главарю банды Игорю Колчину нравились игры со смертью. Он нередко давал жертве шанс спастись, но финал был всегда одинаков - выстрелы из охотничьего ружья, начиненными шариками от подшипников.
На суд челябинцы принесли поминальные свечи
Во время всего хода судебного заседания Колчин не раз повторял заявлял о том, что жажда наживы не была для него главной. Ему нравился сам процесс лишения человека жизни. Проведенные экспертами исследования дали заключение: ни о каком психическом отклонении нет речи. Обвиняемый вменяем.
«В коридорах суда стояли поминальные свечи, родственники в черном приносили цветы, конфеты, на заседаниях — слезы, обмороки. Было много обращений с требованиями покарать убийц. Присяжных заседателей приходилось сдерживать, так они кипели от негодования к подсудимым», - вспоминает об одном из самых продолжительных и морально тяжелом процессе Борис Кунин, бывший судья Челябинского областного суда.
Вердикт судей таков: приговорить главу организованной преступной группировки Игоря Колчина, а также брата Владимира Колчина и Олега Малахова к высшей мере наказания - смертному приговору. По 7 лет лишения свободы назначить Людмиле Колчиной и Елена Малаховой.
Приведения наказания в исполнение Колчин не дождался, через полгода в заточении он объявил голодовку и через три недели умер от истощения.
Остальные члены банды попали под «амнистию»: верховный суд РСФСР, поддавшийся гулявшему по стране ветру перемен, высшую меру наказанию еще двум приговоренным к смерти сменил на 15 лет заточения, а женщины-преступницы свободу обрели всего через 4 года после вынесения вердикта.