ЖИЗНЬ ДО МАЙДАНА
Владимир Жога – уроженец Донецка (1993 год). В школу пошел в Славянске, куда семья решила перебраться, там же был техникум. В 14 лет стал работать, увлекся футболом, и никаких мыслей о том, чтобы стать военным, у подростка не было. Его вообще не тянуло к военной форме, он хотел носить другую, поэтому и отлынивал от службы в украинской армии. С большим желанием он рвался на футбольное поле, играл от души, даже получал грамоты как лучший вратарь турниров.
Помогал на рынке отцу, который имел несколько точек, занимался торговлей рыбой, жизнь, казалось бы, складывается хорошо. Если бы не одно «но», с которого все резко поменялось.
«Окончил школу и начал с отцом заниматься бизнесом всерьез. Получалось. Все было неплохо до 2014 года, пока не начался майдан», — рассказал в одном из интервью Владимир Жога.
Повзрослеть вчерашнему мальчишке пришлось буквально в считанные дни. Как только начались беспорядки в Киеве, Жога пообещал самому себе: если вооруженные люди придут в его город, то он без сомнений сам возьмет в руки оружие и встанет уже на защиту малой родины.
Так оно в итоге и вышло. Как только Украина начала громкую антироссийскую кампанию, Владимир и его друг Федор отправились в ополчение. 19-летний юноша сначала выполнял самые простые задачи: возил песок и оказывал помощь в оборудовании блок-постов в Славянске. Из-за юного возраста и отсутствия боевого опыта его берегли, поэтому и не брали ни в одно воинское подразделение. Поэтому долго пришлось ходить без огнестрельного оружия.
ВОДИТЕЛЬ ДЛЯ МОТОРОЛЫ
Все изменилось после знакомства с легендарным комбатом «Спарты» Арсеном Павловым (Моторолой). Как признался позднее сам Воха, эта встреча стала для него судьбоносной. Сначала комбат предложил молодому человеку стать его личным водителем. Казалось бы безобидная на первый взгляд, но очень ответственная должность показала, что Владимир, несмотря на свой возраст –надежный товарищ и смелый боец. По словам сослуживцев, он буквально срастался с машиной, был одним целым, и неоднократно выводил ее из-под обстрелов.
Совсем скоро Воха стал первым заместителем Арсена Павлова. Как рассказывал о нем военкор Евгений Поддубный, Жога стал правой рукой Арсена за считанные дни, впитывая все, что тстарший товарищ знал и умел.
«Как будто знал, что ему придется взять на свои плечи все, что строил комбат Павлов», — написал журналист, выразив удивление, как мальчишка, который откровенно косил от украинской армии, стал великолепным комбатом.
Однажды Жога рассказал изданию «Народные новости» об одном из самых значимых разговоров с Моторолой, который произошел в автомобиле по дороге из Славянска. Тогда Арсен Павлов обратился к Владимиру с просьбой: если он погибнет, взять на себя управление «Спартой».
«Что бы ни случилось, давай договоримся, что ты возглавишь "Спарту", продолжишь мое дело», - сказал Арсен, на что Владимир пообещал исполнить просьбу товарища, но серьезно слова комбата, по его словам, не воспринял.
Когда в октябре 2016 года был взорван лифт, в котором ехал Моторола, Жога возглавил «Спарту».
«Как же надо себя проявить, чтобы 40-летние проверенные в боях мужчины единогласно решили сделать своим командиром 23-летного Владимира!» – написал о Герое еще один военный корреспондент Семен Пегов.
АНОМАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Жогу несколько раз ранило, несколько раз тяжело, дважды – в голову. Однако об этом он всегда скромно умалчивал, а в 2020 году, когда стал победителем республиканского конкурса «Человек года» в номинации «Защитник Республики», заявил, что эта премия – заслуга его команды, и это «Спарта» – команда года. Да, наследник Моторолы был очень горд за своих бойцов, которые на подконтрольных им территориях делали все, чтобы наладить долгожданную мирную жизнь. И это у них хорошо получалось.
Дело дошло до того, что в феврале 2022 года он направил главе МВД Украины послание о том, что в случае необходимости «Спарта» и по всей Украине сможет установить порядок. «Обращайтесь – мы и дезертиров отловим и наркоманов определим куда надо», - заявил Жога.
После того, как убили Моторолу, Владимир, приняв вызов судьбы, «по завещанию» стал командиром целого батальона – продолжал рассказывать военкор Семен Пегов. «Это аномальная ответственность для такого возраста», — написал журналист, подчеркнув, что Жогу никто не назначал, и что это было решение самого батальона, где воюют взрослые и опытные мужчины.
Одна из задач, которая стояла перед бойцами «Спарты», была связана с обороной аэропорта в Донецке. Кроме того, они поддерживали линию фронта в окрестностях города и часто выезжали на его южные горячие участки. И всегда командир шел рядом со своими бойцами, которые восхищались его хладнокровием, мужеством и бесстрашием.
ПОСЛЕДНЯЯ МИССИЯ ЖОГИ
Одна из таких операций по мирному урегулированию стала для Владимира Жоги последней. В марте прошлого года договоренности с Украиной был введен «Режим тишины», и батальон «Спарта» подключили к процессу по выходу мирных жителей Волновахи в рамках мирного коридора.
Однако националисты в очередной раз наплевали на все обещания, и нагло открыли огонь по безоружным людям, пытаясь оставить их в поселке и сделав таким образом из них заложников. Под этим обстрелом и погиб смертельно раненный комбат. Звания Героя ДНР и Героя России ему присвоили посмертно. Командиром «Спарты» после гибели сына стал его отец Артем Жога, который ранее был начальником штаба батальона.
У Владимира Жоги, который считал своим главным делом «защиту республики и людей любой ценой», была мечта: чтобы Донбасс полностью освободился и вернулся в Россию. А еще он очень хотел после войны в том самом донецком аэропорту на всю его площадь накрыть большой стол, посадить за него всех жителей освобожденных территорий и вместе выпить за новый мир и всех погибших.
«Настоящим героем человека делают не слова, а поступки. Именно таким человеком — героем в полном смысле этого слова был командир батальона «Спарта» Владимир Жога», — лаконично и максимально точно дал оценку Герою России глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.