Объединение с последствиями
На днях стало известно, что правительство страны одобрило объединение маркетплейса Wildberris и оператора наружной рекламы Russ, а также разработку платежной системы, которая позволит оставить за бортом SWIFT.
По замыслу владельцев компаний, после объединения новый торговый гигант должен суметь составить серьезную конкуренцию таким акулам бизнеса, как американские Alphabet, Amazon, китайский Alibaba и японский SoftBank.
Фото: из открытых источников
Основной задачей обновленной цифровой платформы станет оказание помощи в развитии именно отечественных производителей. В первую очередь упор будет сделан на малом и среднем бизнесе. В предоставленном по случаю объединения заявлении говорится, что новая электронная площадка:
«…позволит создать сильного игрока в финансовом, медийном, торгово-промышленном секторах экономики, а также в областях интернет-технологий, логистики, ретейла и рекламы».
Курирует данный проект замглавы администрации президента РФ Максим Орешкин. Генеральным директором объединенной группы станет Татьяна Бакальчук, а Роберт Мирзоян, который возглавлял рекламную группу, займет пост главного исполнительного директора.
Татьяна Бакальчук
Пока что нет более подробных деталей предстоящего объединения. Однако журналисты издания РБК выяснили, что представительства объединения будут открыты не только в России, но также в КНР, Индии, странах СНГ, Ближнего Востока, Азии и Африки.
Планируется отладить работу масштабной логистической офлайн-сети, которая будет состоять из огромного количества офисов, складов, логистических центров и сети магазинов.
Еще один важный момент – создание платежной системы, расчет в которой по всему миру будет производиться в рублях в обход банковской сети. Система SWIFT также будет отметена за ненадобностью.
Есть мнение про объединение
Партнер Digital & Analogue Partners Екатерина Смирнова в интервью изданию РБК пояснила: обе компании - Wildberries и Russ – владеют чрезвычайно дорогостоящими активами. Поэтому, независимо от того, в какой бы юридической форме руководство гигантов ни договорилось осуществить свое партнерство – покупка, слияние, совместное предприятие – необходимо будет получить на это разрешение от Федеральной антимонопольной службы.
Фото: из открытых источников
«То есть ФАС предстоит оценить те последствия, которые данное объединение может иметь для рынка. Необходимо понять, насколько соглашение усилит - и усилит ли - и без того доминирующее положение данных компаний. Одновременно с этим антимонопольная служба обязана дать оценку другим возможным рискам, таким как риски согласованных действий или координации».
Действительно, без согласия Федеральной антимонопольной службы подобное слияние в любой его форме невозможно. Причем эксперты настаивают на том, что данное разрешение господам Бакальчук и Мирзояну необходимо получить до начала процесса объединения. ФАС имеет право дать предписания и произвести корректировку конечного вида новой структуры. Это должно быть сделано ради того, чтобы избежать отрицательного влияния на рынок электронного ретейла.
Ozon и «Яндекс Маркет» останутся у разбитого корыта?
Екатерина Смирнова настаивает на том, что запланированная сделка не нарушает права других участников рынка электронной коммерции. Ведь Wildberries не покупает Russ, а объединяется с ним.
Фото: из открытых источников
Другими словами, маркетплейс не увеличивает за счет другого присоединенного к себе игрока свою рыночную долю, а, скажем так, оптимизирует собственную экосистему с помощью оператора рекламы. Благодаря этому малые и средние предприниматели получат «инструмент», который позволит им пользоваться услугами Wildberries и продвигать свой товар с помощью наружной рекламы.
Тот факт, что подобное объединение другим маркетплейсам не мешает, в интервью РБК подтвердил партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов. Он объяснил, что, речь о нарушениях прав других участников рынка может пойти, только если вновь созданный гигант возьмется за нечистую игру: попытается заставить остальных игроков продать их доли на рынке, начнет «жонглировать» ценами или насильно вытеснять конкурентов с насиженных мест.
Многие эксперты уверяют, что подобного решения об объединении следовало ждать. Компании Бакальчук, у которой в последнее время снизилась планка доходности, необходим был какой-то толчок, чтобы вырваться в лидеры. Объединение с группой Russ выглядит наиболее логичным решением подобного вопроса.
Фото: из открытых источников
Благодаря этому сеть станет еще более мощной, причем не только на территории нашей страны, но и на половине земного шара. И даже больше.
В связи с этим ряд аналитиков высказали опасения. По их мнению, новый гигант может стать монополистом. И это в любом случае скажется негативно как на малых и средних бизнесменах, так и на покупателях.
То есть, с одной стороны, поклонникам Ozon и Яндекс.Маркет не стоит переживать за своих любимчиков, раз их права не ущемлены. Но с другой стороны маркетплейсы могут банально загнуться на фоне расширения нового объединения.
Комитет Госдумы пообещал, что будет внимательно следить за ситуацией и неукоснительным соблюдением прав всех участников. Надеемся.