СОСЕД - ЗАЧИНЩИК
Несколько дней назад «братская» Польша, так яро поддерживающая украинский народ, ввела запрет на ввоз украинского зерна и ряда других продуктов растительного и животного происхождения. Это произошло после того, как польские фермеры устроили акции протеста, возмутившись фактически бесконтрольным ввозом зерна из соседней страны. Польские аграрии заявили, что они фактически разорились, причем до такой степени, что некоторые из них пригрозили свести счеты с жизнью. Однако еврокомиссары долгое время прикидывались, что не видят этого.
Статья по теме: По следам Петлюры: зачем Зеленский совершил бросок в Варшаву
На сегодняшний день упомянутыми четырьмя странами полностью запрещен ввоз украинской сельхозпродукции. Под запрет попали зерно, сахар, фрукты, овощи, а также вино, мясо, молоко и молочные продукты.
Ежемесячно с Украины через польскую границу экспортируется от 500 до 700 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции, из которых 150–200 тыс. тонн реализовывалось непосредственно в Польше.
Комментируя ситуацию, лидер правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский заявил, что ограничительные меры власти страны приняли, чтобы защитить польский сельскохозяйственный сектор. Позднее, после переговоров с украинской делегацией, Польша немного сжалилась и разблокировала транзит для украинского зерна через свою территорию, но с огромным количеством условий.
«По результатам переговоров было решено, что транзит украинских сельскохозяйственных товаров через территорию Польши будет разблокирован в ночь с четверга, 21 апреля, на пятницу, 22 апреля, текущего года», — коротко отчиталась первый вице-премьер Украины Юлия Свириденко.
С теми же проблемами сталкивается Румыния — украинское зерно спровоцировало падение цен на продукцию местных производителей. Цены на пшеницу упали с €370 в ноябре до €240 сейчас (за тонну). В связи с этим Румыния с 24 апреля начала опломбировывать украинские транзитные грузы с сельскохозяйственной продукцией.
СПАСЕНИЕ «ГОЛОДАЮЩЕЙ АФРИКИ»
Неоднозначной во всей этой истории выглядит позиция Еврокомиссии. Изначально Брюссель попытался было жестко раскритиковать решения властей Польши и Венгрии, говоря о недопустимости односторонних действий. Но после того, как Восточная Европа выступила единым фронтом, еврокомиссары были вынуждены отступить, пытаясь договориться о сохранении запрета на ввоз украинской агропродукции, но с разрешением транзита. Более того, они даже сообщили о возможности выплат компенсации в 100 миллионов евро фермерам, которые пострадали от украинского демпинга. Но в данный момент этот вопрос не решен, и, скорее всего, итоговое решение придется принимать на уровне стран ЕС. То есть, в ЕК фермерскую проблему признали, но ловко скинули с себя ответственность за ее создание.
И стоит вспомнить те самые «зеленые коридоры» для зерна из Украины, о которых так пафосно год назад заявлял еврокомиссар по внешней политике Жозеп Боррель. Тем самым зерну было отрыто беспрепятственное движение по территории ЕС якобы для спасения «голодающей Африки». Но вскоре местные фермеры заподозрили неладное и стали заявлять о своем недовольстве. Да и сложно было скрывать подтвержденный статистикой факт того, что итоговым пунктом назначения продукции были страны ЕС, в которые Украина, начиная с июля 2022 по март 2023 года поставила порядка 20 миллионов тонн зерна. Что касается Африки, то до этого голодающего континента дошло немногим более трех миллионов тонн.
Что касается самих фермеров, то они прямо говорят о том, что не поддержат «компромиссного» предложения ЕК, так как оно решает проблему только частично. Более того, фермеры убеждены, что зерно с Украины в любом случае осядет в европейских портах, что лишит их возможности продавать свою продукцию за рубеж. Так что, скорее всего, забастовки аграриев будут продолжаться.
Проблема грянет летом
Bloomberg отмечает, что после начала конфликта и из-за возникших сложностей с вывозом по морскому пути, часть зерна Украина стала транспортировать наземным путем, в частности, по железной дороге, на фурах или речными судами.
Так, около 60% продукции украинского агропроизводителя HarvEast отправляется через черноморские порты, среди которых так называемый зерновой коридор. Еще 40% транспортируется по железной дороге и автотранспортом через Европу.
Сложность ситуации в том, что накапливающееся украинское зерно по факту серьезно давит на местные рынки. «Украинское зерно снова попало в ловушку — теперь из-за блокировки на обоих фронтах», — описало происходящее агентство.
«Для большинства фермеров сейчас это не так критично, потому что сейчас конец сезона и большая часть урожая уже продана, но, если это продолжится летом, нам будет очень и очень сложно выжить», — предположил гендиректор HarvEast Дмитрий Скорняков.
Позиция России
Решение о запрете импорта украинского зерна стало серьезным ударом для президента страны Владимира Зеленского. Соответствующий комментарий 21 апреля опубликовал российский МИД.
«Очередной удар режим Зеленского получил от своих ближайших восточноевропейских «друзей» – Польши, Словакии, Венгрии и Болгарии, которые из-за протестов собственных фермеров и падения внутренних цен временно остановили импорт украинского зерна и собираются включить в черный список другие ее сельхозтовары…», — говорится в сообщении министерства.
Кроме того, как отметили в ведомстве, «отлаженная в Евросоюзе система вывоза «коридорами солидарности» аграрной продукции с Украины дает трещины».
«В западных СМИ отмечают, что безоговорочная поддержка Киева государствами Восточной Европы себя изживает, а это грозит режиму Зеленского ощутимыми финансовыми потерями», — резюмирует МИД.
Промежуточные итоги и теория заговора
Зерновой кризис подорвал доверие ЕС к Польше, внес раскол в европейское единство и в очередной раз показал, что Киев является другом Брюсселя ровно до тех пор, пока последнему это выгодно. В настоящее время роман ЕС и Украины проходит испытание на прочность.
Однако не исключено, что в действиях восточных европейцев, в частности Польши, есть не только экономическая, но и политическая подоплека. В настоящее время все чаще говорится о возможном объединении Польши и Украины в единое государство, которое Дмитрий Медведев 24 апреля назвал «Бандеросполитая 2.0». И не исключено, что Варшава путем экономического давления на чувствительнее киевские сельскохозяйственные струны указывает партнеру на его место, расписывая собственные правила создания альянса. В любом случае практика показывает, что места любви в романе Киева и Европы как не было, так и нет. Обе стороны пытаются использовать друг друга, и проиграет в итоге тот, кто после обязательной ссоры останется с разбитым корытом.