Стоит отдать должное первому президенту Чеченской Республики Ахмату-Хаджи Кадырову, он никогда не пытался от кого-либо скрывать свои прежние взгляды и открыто признавал: было дело, ошибался. Впрочем, вряд ли в этом мире найдется человек, который хоть раз в своей жизни не совершил ошибку.
Вот и Ахмат-Хаджи Кадыров во времена первой чеченской кампании был ярым противником российской власти. И вовсе не потому, что муфтию чем-то не угодила русская нация. Просто Джохар Дудаев настаивал, что ведет страну к процветанию, в то время как российские войска топчут чеченскую землю незаконно и стремятся уничтожить весь древний народ нохчий.
Первая Чеченская война 1994-1996 годы
Бывший советский офицер Джохар Дудаев многих сумел убедить в том, что желает своей Родине только светлого будущего, свободного и независимого. Его последователи были свято уверены, что лидер сепаратистов был ниспослан народу Всевышним.
Словам генерала поверил и Ахмат-Хаджи Кадыров, который, если верить некоторым слухам, даже объявил России джихад.
Хорош же в итоге оказался новоявленный глава государства Дудаев, который мог запросто нахамить старикам, пришедшим пожаловаться на отсутствие пенсий: «Пусть о вас ваши дети заботятся, нечего рассчитывать на государство».
Но это еще «цветочки». Генерал Чечни выпустил из застенок жестоких уголовников, вроде рэкетира Руслана Лабазанова, которые довольно быстро сколотили банды и начали наводить ужас на жителей Республики.
Джахар Дудаев
Дудаев дал «зеленый свет» различным представителям криминального бизнеса, которые потянулись в Грозный со всех концов бывшего СССР.
Между тем власть в Республике постепенно прибирали к рукам ваххабиты – вооруженные религиозные экстремисты.
И вот настал момент, когда Ахмат-Хаджи Кадыров, который еще недавно активно поддерживал Дудаева, осознал, что страна оказалась на пути к окончательной разрухе и бандитизму.
«Я вдруг понял, что Масхадов и ваххабиты толкают Чечню в пропасть, а чеченский народ - к гибели», - позже в одном из интервью признавался Ахмат-Хаджи Кадыров.
Ахмат-Хаджи Кадыров всегда готов был выслушать жителей Республики
О том, чтобы бежать из разоренной Чечни не было речи. Муфтий, к которому за помощью день и ночь шли простые люди, решил действовать. В 1997 году он открыто вступил в конфронтацию с ваххабитами, призвал своих соотечественников не поддаваться на слова «бородачей» и не верить их лидерам Хаттабу, Удугову и Яндарбиеву. В следующем году Кадыров-старший провел в столице республики исламский конгресс, во время которого публично осудил ваххабизм.
Осознавал ли он опасность подобного шага? Безусловно. А потому был морально готов к тому, что экстремисты и ваххабиты открыли на него охоту. На жизнь Ахмат-Хаджи Кадырова было совершено несколько покушений, которые, к счастью, оказались безуспешными.
Более того, угрозы не изменили решения Кадырова бороться за свою страну.
«Мы хотим жить и работать на своей земле в мире и дружбе со всеми, - говорил он измученным, исстрадавшимся людям, которые приходили к нему за утешением. А еще добавлял. - Я не только остановлю войну, я с ней покончу навсегда».
Ахмат-Хаджи Кадыров
И он шел к этой цели, хоть было невероятно тяжело. Те, кто находился рядом с Кадыровым в те дни, вспоминают, что муфтий часто недосыпал, выглядел бесконечно уставшим с воспаленными глазами, но никто ни единого раза не видел его подавленным.
Летом 1998 года Ахмат-Хаджи Кадыров попытался организовать восстание, однако Масхадов и его гвардия тут же подавили это начинание. Кадырова лишили сана «муфтия», объявили «врагом народа» и даже назначили награду за его голову в сто тысяч долларов. Кадырову пришлось укрыться в Гудермесе, который на тот момент являлся свободной от ваххабизма зоной.
Кадыров осознал, что в одиночку противостоять вооруженным до зубов, озлобленным религиозным фанатикам не получится. Нужен был мощный союзник.
«Я понял, что лишь единение с Россией может стать спасением для Чечни и чеченцев», - пояснял Ахмат-Хаджи.
Геннадий Трошев
В том же 1998 году Кадыров-старший встретился с командующим Восточной группировкой федеральных войск Геннадием Трошевым.
Из воспоминаний одного из очевидцев:
«Вылет задержался, так что мы ждем. И вот подъехал бронированный автомобиль, из него вышел высокий, крепкого телосложения мужчина в кожаном пальто. Они с Трошевым по чеченским традициям приветливо обнялись. Это и был Ахмат-Хаджи Кадыров».
Позже Кадыров с Трошевым довольно часто встречались и часами обсуждали планы. После переговоров с российским командующим Ахмат-хаджи Кадыров и его уже подросший сын Рамзан приняли решение встать на сторону России.
И этот шаг стал судьбоносным в жизни Республики. В 1999 году началась вторая чеченская кампания – она же контртеррористическая. Ей предшествовало нападение боевиков Басаева и Хаттаба на Дагестан, теракты в Волгодонске, Москве и Буйнакске.
Вторжение боевиков в Дагестан 1999 год
Постепенно земли Чечни очищались от засилия банд. А в 2003 году Кадыров-старший был избран первым президентом Чеченской Республики.
К сожалению, враги все же добрались до него. 9 мая 2004 года на стадионе «Динамо» в Грозном под трибуной для почетных гостей прогремел взрыв. Во время этого теракта погиб сам Ахмат-Хаджи Кадыров, председатель Госсовета Чечни Хусейн Исаев, журналист Адлан Хасанов, двое сотрудников охраны Кадырова и 8‑летняя девочка.
Взрыв на стадионе в Грозном 2004 год
Впрочем, врагам Республики, несмотря на убийство Кадырова-старшего, не удалось добиться своего: они опять проиграли. Во-первых, потому что чеченский народ уже понял и осознал, кто и какую судьбу готовил для Чечни. А во-вторых, дело Кадырова-старшего подхватил его сын, так что оставшиеся боевики в итоге были уничтожены, а в чеченские города наконец-то вернулась мирная жизнь.