Не удивительно, что за происходящим в Египте пристально следили и на Западе. И поволноваться там есть о чем: Сергей Лавров привез в Каир не просто протокольные слова о дружбе, а конкретный план, в котором в том числе говорится о том, что нужно сделать, чтобы заставить бывших колонизаторов платить по счетам. Суть в том, что Россия готова помочь Африке юридически обосновать и взыскать с Запада весьма серьезные компенсации за годы грабежа.
Позиция Москвы здесь звучит бескомпромиссно, что, собственно, российский министр, говоря об исторической справедливости, категорически заявил: «И здесь наше дело правое и победа будет за нами».
Время платить по счетам
Сам формат таких встреч на уровне глав МИД – идея хоть и недавняя (впервые «сверяли часы» в таком широком составе год назад в Сочи), но весьма перспективная.
Открывая вторую встречу, Сергей Лавров сразу дал понять: сегодня – не время для пустых разговоров, поэтому от министров зависит очень многое: «Руководители наших государств возлагают большие надежды на сегодняшнюю встречу, ожидают от нас конструктивных решений и согласованных предложений».
Как напомнил дипломат, в данный момент подходит к своему завершению трехлетний план совместных действий (планируется, что это произойдет в 2026 году), в рамках которого Москва предлагает новые, по-настоящему революционные шаги. Как минимум, в плане безопасности.
«Считаем важным перевести в практическую плоскость принятое на втором саммите Россия-Африка решение о создании постоянно действующего российско-африканского диалогового механизма на высшем уровне для координации всех усилий в сфере безопасности», — пояснил министр инициативу.
Кроме того, речь идет и о том, что Россия готова предоставить своих экспертов для разработки юридических инструментов – тех самых, которые позволят оценить ущерб с колониальных времен. Только по предварительным данным, как подсчитали эксперты, итоговый счет может достичь несколько триллионов долларов.
Сергей Лавров пояснил, что весь этот пакет предложений ляжет на стол главам государств на третьем саммите «Россия — Африка», который намечен на следующий год:
«Исходим из того, что мы должны подойти к этому мероприятию с набором конкретных, практических результатов».
Где именно соберутся президенты, пока официально не объявлено, но желающие принять гостей уже есть. Глава МИД Экваториальной Гвинеи Симеон Ойоно Эсоно Ангуе прямо в Каире заявил, что его страна готова стать хозяйкой встречи на высшем уровне.

При поддержке России возможно все
И наши, и африканские дипломаты сходятся в одном: дружба дружбой, а экономика должна быть экономной и выгодной. Это значит, что без реальных совместных проектов никуда. Да, процесс предстоит непростой, особенно учитывая действия Запада, который продолжает свою игру, пытаясь отговорить Африку от сотрудничества с Москвой.
Зарубежная пресса, конечно, признает очевидное: влияние России растет, а западные войска вынуждены покидать обширные территории из-за антизападных настроений. Но при этом европейские и американские политики пугают африканцев старой байкой: мол, Москва может помочь только с оружием и охраной, а на сложные экономические проекты у нее нет ни денег, ни технологий.
Сергей Лавров с этим категорически не согласен. В Каире он подчеркнул, что развитие экономики – это один из основополагающих направлений: «Призываем африканских партнеров оперативно переводить соответствующие договоренности в практическую плоскость».
Взять, к примеру, сельское хозяйство. Африка — это, по сути, глобальная житница, которая может кормить сама себя. Лавров подчеркнул, что успех гарантирован, особенно при поддержке России, которая готова делиться с африканскими друзьями всеми необходимыми технологиями, опытом и знаниями.
Более того, Россия предлагает не просто схему «купи-продай», а именно технологический суверенитет, который подразумевает самые современные разработки, среди которых мирный атом и освоение космоса.
Бесспорно, чтобы управлять всем этим, нужны умные головы, и они, без сомнения, имеются. Судите сами: только за последние пять лет число африканских студентов в России выросло вдвое — теперь их более 32 тысяч. А квота на бесплатное обучение (стипендии) увеличилась почти в три раза.

Дипломатия расширяет границы
Кроме того, Лавров предложил странам, у которых еще нет посольств в Москве, подумать об их открытии. Россия, в свою очередь, также активно «заходит» на континент. В этом году наши флаги поднялись над новыми посольствами в Нигере, Сьерра-Леоне и Южном Судане. На очереди — Гамбия, Либерия, Того и Коморские острова.
Растет и сеть торговых представительств — к концу 2026 года они будут работать уже в 15 странах Африки, и вероятно, численность российских посольств будет только расти.

Взгляд из Африки: жизнь после алмазов
Реакция африканских министров показала, что они прекрасно понимают, кто их реальный друг, на деле, а не на словах. Глава МИД Республики Конго Жан-Клод Гакоссо отметил, что именно кадры позволили России выстоять под санкциями:
«Россия — это страна, располагающая всеми необходимыми технологиями. Россия продемонстрировала экономическую устойчивость, которая всех удивила».
А вот Ботсвана хочет уйти от сырьевой иглы с помощью наших наработок. «Мы долгое время зависели лишь от одного товара — алмазов, — признался министр Фенио Бутале. — Теперь собираемся диверсифицировать нашу экономику… Это направление, в котором мы хотим опереться на опыт России».
Глава МИД Алжира Ахмед Аттаф добавил, что партнерство с Россией — это путь к справедливому мировому порядку. И судя по настроениям в кулуарах, идея выставить Западу счет за колониальное прошлое очень понравилась африканским министрам. Что в принципе и понятно: справедливость должна быть, даже в большой политике.
