«Светиться» было нельзя
Поиски пропавшего самолета МиГ-21У, совершавшего обычный тренировочный полет, несколько лет назад решила провести группа энтузиастов, организовал которую вьетнамский топограф и математик Нгуен Ле Ань.
Им предстояла непростая задача – не только выяснить судьбу пропавшего советского истребителя, но и попытаться найти следы летчика-инструктора Юрия Пояркова и его ученика – вьетнамского лейтенанта Конг Фыонг Тхао, находившихся на борту. Поиски начались по просьбе и с согласия внучки советского летчика Анны Червенко.
Куски обшивки самолета добровольцам с помощью вьетнамских военных удалось обнаружить в горах Тамдао, что в провинции Тхайнгуен. В результате были найдены несколько частей парашютов, шин от шасси МиГ-21У, шар-баллон сжатого воздуха высокого давления, части обуви и личных вещей пилотов.
Снаряжение, найденное на месте обнаружения разбившегося самолета
Капитан Юрий Поярков отправился в командировку во Вьетнам из Молдавии, где в то время базировалась истребительная авиация Одесского военного округа. Советские пилоты-инструкторы должны были обучать вьетнамских коллег технике пилотирования и боевому применению на реактивном истребителе МиГ-21У.
По словам Николая Колесника, председателя Международной общественной организации ветеранов войны во Вьетнаме, для командировки в эту социалистическую страну отбирали самых опытных ракетчиков и летчиков. Тех, кто сам отлично летал и мог научить других.
«Учитывались высокая профессиональная подготовка, моральный облик летчика, его психологическая устойчивость, семейное положение, - в интервью «МК» рассказывал несколько лет назад Колесник. - Сводное воинское формирование именовалось «Группой советских военных специалистов во Вьетнаме».
Николай Колесник
Этим качествам вполне соответствовал Юрий Поярков. Отличный специалист, добропорядочный семьянин (с женой Зинаидой они воспитывали двоих детей). Капитану Пояркову было 36 лет, когда он, будучи заместителем командира эскадрильи, оказался во Вьетнаме. Хотя вполне мог отказаться, ведь до пенсии оставалось совсем ничего. Но Поярков был истинным коммунистом, человеком долга, поэтому такое решение партии для него было законом.
«Наше присутствие во Вьетнаме не афишировалось. Все мы носили гражданскую одежду, - вспоминал Николай Колесник. - Личного оружия у нас не было. Дипломатические и служебные паспорта хранились в советском посольстве. Летчикам выдавались удостоверения, где на вьетнамском языке было написано, что документ принадлежит гражданину Советского Союза, который прибыл для оказания помощи вьетнамскому народу в борьбе с американскими агрессорами».
Граждане Вьетнама, по словам ветерана, должны были оказывать всякое содействие «льенсо» - так на местном языке называли советских боевых товарищей. Вступать в столкновения с американскими самолетами советским летчикам было строго запрещено. Если в зоне полета внезапно появлялись истребители США, они должны были немедленно уходить из сектора.
У них была одна задача - обучить вьетнамских летчиков технике пилотирования и боевым действиям по уничтожению наземных целей. Капитан Поярков должен был вернуться домой в сентябре 1971 года, но за четыре месяца до этого советский летчик бесследно исчез…
Юрий Поярков с женой Зинаидой
Предположительно - они
Как выяснилось позже, их учебно-тренировочный истребитель-спарка МиГ-21У пропал с экрана радара утром 30 апреля в горном районе с непролазными джунглями. Поисковая операция, которая длилась 10 дней, результатов не дала. Не были найдены ни самолет, ни тела летчиков.
Прошло много лет прежде, чем внучка Пояркова Анна решилась попытаться отыскать следы пропавшего дедушки, которого она видела лишь на семейных фотографиях. Девушка стала писать на различные поисковые форумы, обращалась к пользователям Сети с просьбой помочь найти сослуживцев дедушки.
Так было до тех пор, пока этой темой не заинтересовались русскоязычные специалисты из Вьетнама. За дело взялся военный топограф, математик Нгуен Ле Ань. Он-то и стал ключевой фигурой в поисках пропавшего интернационального экипажа.
Нгуен Ле Ань
Оказалось, что Поярков в свое время обучал летным премудростям его друга Фам Туана, ставшего позже первым вьетнамским космонавтом. Топограф предположил, что самолет мог врезаться в гору только в двух местах и оба – на подступах к вершине.
Поисковая операция в горах Тамдао стартовала под командованием ВВС Вьетнама и военного командования провинции Тхайнгуен. Джунгли прочесывала группа из 50 человек, в которую входили военные, гражданские специалисты и местные жители. На пятый день поисков были найдены куски обшивки самолета, остатки комбинезона, ботинок и шлема. А чуть позже - части парашютов, шин шасси МиГ-21У.
«Обнаружены останки двух пилотов самолета МиГ-21У. Установлено, что они принадлежат вьетнамскому и русскому летчикам», - сообщил руководитель канцелярии штаба командования Динь Дык Чонг.
Позже на военном мемориальном кладбище в северной провинции Тхайнгуен состоялась церемония захоронения останков Юрия Пояркова и Конг Фыонг Тхао. Между тем, в Министерстве национальной обороны Вьетнама не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть то, что найденные биоматериалы принадлежали именно им.
Из-за того, что прошло много времени, обнаружить хорошо сохранившиеся останки пилотов было практически невозможно. О том, что стало причиной крушения (был ли самолет сбит или отказали двигатели), а также какова дальнейшая судьба пилотов (разбились они или катапультировались, а потом погибли в джунглях), неизвестно.
Место погребения предполагаемых останков советского летчика
Впрочем, косвенных доказательств того, что это был именно экипаж истребителя МиГ-21У, немало. И это позволяет утверждать, что спустя полвека после гибели и советский летчик, и вьетнамский пилот нашли, наконец, упокоение. А это – самое главное!