Упивался своей безнаказанностью
В ноябре Николаю Джумагалиеву исполнилось 73 года. Возможно, молодому поколению эти имя и фамилия ни о чем не говорят, однако люди постарше наверняка вспомнят его, едва произнесешь: Железный клык. В свое время уроженец Казахской ССР прославился своими, мягко говоря, неестественными предпочтениями в пище. Он – один из самых известных в СССР каннибалов.
Окончив железнодорожное училище и отслужив в армии, Николай сменил множество профессий: работал экспедитором, бульдозеристом, электриком. Правда, надолго нигде не задерживался. А потом неожиданно поменял трудовой профиль и стал пожарным. Тогда-то он, как полагали следственные органы, и совершил первое преступление.
«Охоту я любил всегда, часто ходил охотиться, но на женщину шел в первый раз, - рассказывал позже в ходе допроса Джумагалиев. - Когда я вышел на трассу Узун-Агач - Майбулак, то увидел какую-то молодую бабу. Она шла одна. У меня внутри все заколотилось, и я кинулся за ней. Услышав мои шаги, она обернулась, но я догнал ее и, схватив рукой за шею, поволок в сторону свалки».
Женщина, естественно, сопротивлялась, но силы оказались неравны. Уже через пару секунд в руке злодея блеснуло лезвие ножа у горла несчастной жертвы. Ужас и отвращение вызывал тот факт, что он прямо на месте преступления расчленил тело, выпил кровь, а останки сложил в свой рюкзак. После этого принес их домой. Мяса хватило надолго: крутил фарш на пельмени, засаливал…

Шансов на спасение у жертвы не было...
Свой дикий поступок Джумагалиев, прозванный Железным клыком за металлические коронки на зубах, объяснил, с одной стороны, банальным любопытством, с другой – он верил, что это даст ему некие пророческие, сверхъестественные способности.
Именно тогда, скорее всего, у него, как считают специалисты, и проявились признаки шизофрении, позволившей не оказаться в числе смертников, когда на него вышли правоохранители, а отправиться на бессрочное принудительное лечение.
Следующей жертвой маньяка стала пожилая женщина, возвращавшаяся домой из церкви. Затем были, как минимум, еще четыре представительницы слабого пола. При этом на месте преступления он оставлял часть останков, которые вводили в ступор даже повидавших всякое опытнейших следователей. Сам Джумагалиев, как позже признавался, чувствовал свою безнаказанность и этим упивался.

Маньяк долго упивался собственной безнаказанностью
Тюрьмы избежать удалось
С каждым новым преступлением каннибал проявлял все большую дерзость. Он уже не ограничивался нападениями на женщин по пути домой, а начал проникать в их жилища. В один из дней преступник пробрался в частный дом, где совершил чудовищное двойное убийство: лишил жизни мать и ее дочь. После совершения преступления он расчленил тела жертв.
И все же за решеткой Джумагалиев оказался. Правда, не за вышеописанные преступления. В августе 1979 года он «по пьянке» застрелил своего коллегу – пожарного. По одним данным, они поссорились во время распития алкоголя, по другим - Джумагалиев просто решил похвастаться ружьем и случайно нажал на спусковой крючок.
Во время проведения психиатрического освидетельствования внезапно выяснилось, что он болен шизофренией. После этого мужчина попал в психиатрическую больницу, где провел год. Сочтя его здоровым и не опасным для общества, суд освободил пациента от принудительного лечения.

Среди психов пробыть удалось недолго
На воле он, естественно, продолжил свое «любимое» занятие. Жертвами маньяка стали еще несколько человек, в чьи жилища он целенаправленно вторгался, прежде чем попался. Причем застигнут был на месте преступления своими же гостями. В разгар застолья те вдруг заметили, что хозяина дома и одной из девушек нет с ними рядом.
Решив, что парочка уединилась в спальне, подвыпившие приятели с шутками и смехом ворвались в комнату. На полу они увидели окровавленное тело и обнаженного Джумагалиева, уже аккуратно сливавшего в тазик кровь новой жертвы…
«Я встал на сторону животных и с людьми делал только то, что они делают с животными», - так преступник пояснял мотивы своих злодеяний.
В беседах с врачами маньяк делился видениями: ему якобы снились сны, где мутные речные потоки или воздушные вихри несли женские конечности - руки, ноги, а также отрубленные головы. Врачи провели повторную психиатрическую экспертизу Джумагалиева. Ее результаты однозначно подтвердили диагноз - шизофрения.

Маньяк дошел до того, что в поисках жертв проникал в дома
В итоге преступник избежал тюремного заключения: вместо отбывания срока в колонии его вновь направили на принудительное лечение в спецучреждение закрытого типа. Правда, оттуда в конце 80-х ему удалось сбежать.
Через два года его поймали в Фергане. Поначалу он представился совсем другим человеком, и никто не предполагал, что перед ними тот самый каннибал. Джумагалиева разоблачил один из столичных правоохранителей, знавший его в лицо.
После возвращения в психиатрическую лечебницу он был изолирован от общества, за ним велось специальное наблюдение. Позже он самолично подавал прошения о применении смертной казни, но каждый раз получал отказ.
О жизни и преступлениях Джумагалиева снято немало телепрограмм, в том числе из серий «Следствие вели…» и «Чистосердечное признание». Он также стал прототипом героев для нескольких художественных фильмов.

История казахского каннибала осталась в анналах теледокументалистики
Долгие годы врачи считали его «овощем»: тяжелая форма шизофрении стерла личность, он не реагировал на внешние раздражители и мычал вместо того, чтобы говорить. Казалось, история Железного клыка закончена. Однако медики решились на эксперимент и сменили схему лечения.
Эффект оказался поразительным. Туман в голове маньяка рассеялся. Он начал узнавать персонал, ориентироваться во времени и, что самое жуткое, вспомнил, кто он такой. Но это уже, как говорится, совсем другая история...
