Герои в небе
Утром самолёт «Уральских авиалиний» начал взлет с полосы столичного аэропорта, чтобы направиться в сторону Симферополя. На борту находилось более двухсот человек, в кабине пилотов опытный экипаж под предводительством Тимура Юсупова.
Как говорится, ничего не предвещало. Должны были долететь без проблем, но оказавшаяся на пути стая птиц поставила крест на этих планах. Оба двигателя вышли из строя. Самолёту не удалось набрать высоту, чтобы зайти на второй круг. Надо было аварийно садиться.
Хотя ряд экспертов уверяет, что в той ситуации лайнер вполне мог подняться, если б не ошибка пилотов.
В итоге командир Дамир Юсупов решил приземлиться на поле, что виднелось внизу. Посадка получилась очень жёсткой, 74 пассажира были ранены, но, что важнее, все пассажиры и члены экипажа остались живы.
Экипаж самолета
Самолёт получил серьёзные повреждения, так что восстановить его было невозможно. Чтобы убрать его с места происшествия, лайнер пришлось разрезать по кусочкам.
За этот подвиг Дамиру Юсупову и второму пилоту вручили звания Героев Российской Федерации.
Так кто же Angle-хранитель?
После инцидента с посадкой самолёта посреди поля Межгосударственный авиационный комитет (МАК) приступил к расследованию. По какой-то причине окончательный отчёт не был опубликован, но его содержание оказалось в распоряжении некоторых государственных СМИ.
В документе прописано черным по-белому, что жёсткая посадка на кукурузное поле произошла, в том числе, из-за ошибок пилотов.
Эмоциональное напряжение заставило их совершать ошибки одну за другой, действовали неорганизованно и непоследовательно.
Заслуженный лётчик-испытатель России, Герой Российской Федерации Александр Гарнаев рассказал 5-tv.ru, что экипаж Airbus A321 действовал неграмотно и смог успешно посадить самолёт только благодаря удаче:
«Сразу после происшествия я отправился на место, чтобы разобраться в ситуации. Оказалось, что шасси самолёта не были убраны, а двигатели не были выключены. Правый и левый двигатели остановились из-за того, что они «наелись» кукурузы и земли. Бортовые регистраторы, как речевой, так и параметрический, были в целости и сохранности. Их сразу же сняли и провели экспресс-анализ. Уже на следующий день стало ясно, что самолёт никто не сажал, а экипаж действовал крайне непрофессионально».
Фото: из открытых источников
По мнению Гарнаева, самолёт совершил мягкую посадку благодаря автоматически сработавшему режиму «Angle of Attack Protection», который предотвратил столкновение с землёй.
В 2023 году на пресс-конференции, посвящённой презентации фильма «На солнце, вдоль рядов кукурузы», Юсупов признал свои ошибки, допущенные при аварийной посадке. Однако он подчеркнул, что без этих ошибок ситуация могла бы иметь более печальный исход.
«Шасси не было убрано, и это создавало дополнительное сопротивление. По инструкции шасси нужно было убрать сразу. Но благодаря тому, что оно не было убрано, мы пролетели меньшее расстояние и смогли совершить посадку в пределах поля. Если бы мы пролетели дальше, то оказались бы в зоне, где были бы строения и лес», — объяснил Юсупов.
В любом случае, все пассажиры самолёта остались целы, и это самое главное.
О таком можно книги писать
После «чуда на кукурузном поле» Юсупов стал известен на всю страну, но продолжил работать пилотом в «Уральских авиалиниях». Там он трудится и сейчас.
«Мы с командой были на том кукурузном поле только один раз, спустя год после посадки. А пассажиры приезжали туда, гуляли, фотографировались. Они всё ещё были под впечатлением от пережитого», — рассказал Юсупов.
Фото: из открытых источников
В этом году, в честь пятилетия дня, когда все на борту Airbus A321 «родились заново», экипаж и некоторые пассажиры вновь встретились на кукурузном поле в Жуковском.
По словам Юсупова, ему даже предлагали стать депутатом, но он отказался и предпочёл заниматься любимым делом. Пилот любит отдыхать со своей большой семьёй на море и ведёт социальные сети.
«Пока не думаю о книге, на это нужно время. А так — веду соцсети, публикую фотографии, если удаётся запечатлеть что-то красивое: небо, облака, полёты. Стараюсь делиться этими снимками. Подписчики, конечно, благодарят, потому что с земли такое не увидишь. Это плюс нашей работы, мы с высоты видим горы, пейзажи, рассветы, закаты. Видна вся палитра красок. Я общаюсь с подписчиками, отвечаю на их вопросы», — поделился герой России.
Порицание или все же любовь?
После «чуда на кукурузном поле» на Юсупова обрушилась популярность. Одни восхищались его героическим поступком, другие же открыто критиковали и заявляли, что без везения самолёт разбился бы из-за его непрофессионализма и несдержанности. В любом случае, на простого человека обрушилась волна внимания.
Юсупов рассказывал, что поначалу он очень смущался, но со временем привык и стал воспринимать внимание как должное.
«Сначала, когда я стал популярным, мне было неловко, но со временем я привык. Сейчас я проще ко всему отношусь. Но я не везде участвую, в основном я занят работой, домом и семьёй», — говорил герой России.
Однако в беседе с MK.RU Юсупов признался, что до сих пор не называет своё имя, когда приветствует пассажиров от имени капитана корабля.
«Обычно я говорю: «Вас приветствует командир корабля. От имени авиакомпании «Уральские авиалинии» мы рады приветствовать вас на борту нашего самолёта». А фамилию и имя не называю. Это началось после аварийной посадки. На меня было приковано много внимания, и я чувствовал себя неловко. Стеснялся», — рассказал Дамир Юсупов.