Лишение игрушек и любимых детских забав - лишь малые беды, по сравнению с теми, что могут ждать юных невест на пороге семейной жизни. Запреты на самостоятельные решения и дальнейшее получение образования, полная изоляция от семьи, друзей и экономическая зависимость от главы семьи - то, с чем сталкиваются большинство малолетних жен. Домашнее насилие и сексуальное рабство в списке “прелестей” жизни в браке занимают лидирующие позиции.
Кража невесты - обычное дело
Привычная спокойная и беззаботная жизнь азиатской или кавказской девочки может в самый неожиданный момент пойти другим чередом. Сегодня школьница - завтра жена. Просто потому, что она приглянулась неизвестному мужчине.
Кража или похищение невесты - рядовой случай в некоторых странах Центральной Азии и на Кавказе. Здесь не принято расточать комплименты, дарить цветы и гулять при луне. «Я решил, что ты будешь моей женой», поэтому полезай в мешок или «запрыгивай на коня» и вперед к счастливой семейной жизни.
В реальности все иначе. Домашнее насилие, отвращение и ненависть, жизнь под постоянным гнетом и попытки суицидов – таковы последствия старого обычая.
«Я не хотела, чтобы про меня говорили: «мол, ее украли, а она не захотела с ним жить». Никак назад пути нет. Живи, хоть он урод, хоть он Кинг-Конг», — делится своими переживаниями одна из жен по принуждению.
Каждый пятый брак в Кыргызстане заключается в результате “удачной охоты” за невестой. В этой стране ежегодно похищают до десяти тысяч молодых женщин. Киргизский обычай ала качуу распространяется не только на юных девочек, но и на девушек, уже ставших совершеннолетними.
Невыдуманная история с трагическим финалом
Одной из самых нашумевших и получивших общественный резонанс историй последних нескольких лет похищение и убийство 26-летней Айзады Канатбековой. Молодую женщину выкрали в начале апреля 2021 года, когда она возвращалась с работы. Через некоторое время ее нашли. Девушка была задушена. По версии следствия, Айзада сопротивлялась, и похитители не могли с ней справиться.
Предполагаемым “воришкой невесты” назвали Замирбека Тенизбаева. Его тело чуть позже найдено в автомобиле. Официальная версия следствия: несостоявшийся жених совершил самоубийство.
Насильственная смерть киргизской девушки стало причиной массовых протестов в Бишкеке и Оше. Народный бунт вызвало бездействие стражей порядка. Организаторы и активисты митингов требовали отставки министра внутренних дел и проведения реформ в правоохранительных органах.
В результате было проведено служебное расследование. Его итогом стало привлечение к дисциплинарной ответственности десятков сотрудников органов внутренних, часть из них уволили. Дело об убийстве Канатбековой было прекращено в связи со смертью подозреваемого – Замира Тенизбаева.
Детские браки по «уважительной причине»
Похищение или принудительный брак в 15, а часто и в 12 лет - обычная практика для жителей езидской общины Армении. Семейные союзы не получают официального статуса, а правоохранительные органы делают вид, что их нет. Причина одна - нежелание вмешиваться во «внутриобщинные дела».
Не оформляют ранние браки и в Азербайджане. Запреты закона азербайджанцы умело обходят: активно пользуются небольшой «лазейкой». Брак с несовершеннолетней разрешен по причинам уважительного характера. Наиболее часто используемым ходом является “больной родственник, которого перед смертью нужно порадовать”.
Вмешиваться в «семейные дела» признак дурного тона
В Грузии официально узаконить отношения можно только с 18-летнего возраста. Отношения сексуального характера с человеком моложе 16 лет в этой стране относятся к категории тяжких преступлений. За нарушение закона виновника ждет наказание в виде лишения свободы на срок от семи до девяти лет.
Но “любителей” плотских утех это не останавливает. Как подтверждение еще одна история с печальным финалом.
В конце лета 2023 года 14-летняя Айтадж Шахмарова стала супругой по принуждению. Через два месяца совместной жизни поняла, что сил больше нет. Девушка решила совершить побег из дома «мужа», 28-летнего Асима Асланова. Желанной свободы обрести не удалось, «супруг» застрелил Айтадж из ружья.
О «семейной» жизни 14-летнего подростка было известно и в ее родной деревне, и в школе, и в деревне «мужа». Реакция соседей на конфликты пары и трагический финал взаимоотношений следующий: «A что мы могли сделать? Это дело семьи».
«Меня обручили, но с кем – не знаю»
В некоторых районах Таджикистана девочки становятся невестами уже в 12-13 лет. Зачастую большинство из них никогда не видели своего будущего мужа.
«Когда я возвращаюсь из школы домой, позади меня идут несколько подростков. Я не знаю, кто из них мой жених. Знаю, что меня обручили, но с кем – не знаю», – рассказывает ученица 11 класса Мавзуна (имя изменено).
Девушку обручили без ее согласия, когда она училась в 8 классе. Единственное, что ей было известно о будущем муже, что это не родственник.
Обряд раннего сватовства таджики называют «гахворабахш», что буквально означает «посвящение с колыбели». Девочек с самого детства воспитывают так, чтобы основной целью их жизни было успешное замужество, уход за мужем и детьми.
«Раньше помолвки проводили с девочками 4 и 5 классов. Сейчас возраст увеличили до 9-го класса. Будущий жених приказывает девушке, чтобы она повязала платок побольше, не принимала участия в мероприятиях школы, не ходила на свадьбы», – рассказывает школьная учительница города Исфара Мунира Мухиддинова.
Мысль выразить несогласие с решением взрослых родственников у таджикских девочек возникает крайне редко. Они искренне считают, что у них нет другого выхода, даже если будущий муж станет полновластным хозяином жизни.
В последние годы число ранних браков по всему миру снижается. По оценкам ЮНИСЕФ, если темпы останутся прежними, нужно еще три века, прежде чем в мире удастся полностью решить проблему с ранними семейными союзами.