Она утонула
В ночь с субботы на воскресенье, 18 июня 2023 года, с острова Ньюфаундленд вышло судно Polar Prince. На буксире у него был подводная лодка «Титан». В 4 утра началось погружение.
В глубоководном обитаемом аппарате (именно так правильно называть этот тип субмарины, а не «батискаф») находились британский миллиардер Хэмиш Хардинг, известный исследователь подводного мира и экс-командующий ВМС Франции Поль-Анри Наржоле, пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд со своим сыном Сулейманом.
Пилотировал «Титаном» Стоктон Раш, основатель компании OceanGate, которая за деньги делала туры для богатых туристов к месту крушения «Титаника». Связь с судном пропала через 1 час 45 минут.
Тревогу тогда никто не забил, контакт, который поддерживался посредством текстовых сообщений, пропадал и раньше. Решено было просто подождать.
Когда спустя несколько часов субмарина так и не всплыла, а связь так и не наладилась, то на Polar Prince всерьез забеспокоились. В нарушение всех правил на берег об исчезновении подлодки сообщили только спустя восемь часов после последнего сообщения.
«Титан» был обречен?
Сейчас, когда на ситуацию можно посмотреть беспристрастно, без эмоций, очевидно, что субмарина была построена, мягко скажем, людьми авантюрными. Представьте себе трубу из углеволокна, к одному торцу трубы мысленно приладьте полусферу из титана, сделайте конус, это будет хвост. К другому концу – тоже полусферу, в полусфере проделайте отверстие и вставьте иллюминатор.
Теперь сделаем внешнюю обвязку и приладим моторчики снаружи. Как будем управлять ими? Блютуз, конечно. Можно взять джойстики, такие как от Playstation, и рулить ими.
Наверное, примерно так рассуждали создатели этого аппарата. Научным такой подход назвать нельзя.
Герой России, командир глубоководного аппарата «Мир-2» Евгений Черняев, говорит, что аппарат такой конструкции спускать на глубину 3800 метров (глубина «Титаника») было опасно.
Титан как материал плохо сопротивляется циклическим нагрузкам.
«И если есть какая-то область, где больше прогиб при обдавливании, то для титана это значительно хуже, чем для стали. <...> Потому что титан не эластичный и на прогибе возникают микротрещины. А когда я увидел, что это труба, то я ахнул. Потому что труба нагружается неравномерно, и там металл где-то очень быстро устанет», – цитирует Евгения Черняева ИА Регнум.
Да что может пойти не так?
Сейчас очевидно, что проблемы с безопасностью преследовали судно с момента первого погружения. Он создавался с помощью частного капитала и для извлечения прибыли. Один тур стоил $250 000 (23 млн рублей на момент написания статьи, на минуточку). В него входил восьмидневный поход, в который было включено погружение длительностью до 18 часов.
Взгляните на видео, там можно ознакомиться с «интерьерами» субмарины. Миллиардерам, которые могут позволить себе такое развлечение, предлагалось расположиться внутри, сидя на пятой точке.
Так как погружение происходило в международных водах, то правила безопасности определяли только создатели «Титана». Подводный аппарат как мореходный не был сертифицирован вообще нигде.
Дэвид Поуг, репортер CBS, который участвовал в погружении в рамках пиар-кампании, позже рассказывал, что ему пришлось подписывать соглашение, в котором коммерсанты возлагали всю ответственность за свое здоровье на пассажиров. Только на первой странице слово «смерть» упоминалось трижды.
На «Титане» не было даже дешевого пингера, который бы позволил обнаружить его поисковиками-акустиками. Даже примитивного спасательного буя, который бы всплывал на поверхность при внештатной ситуации не было!
Но разве были сомнения у участников того злополучного рейса в своей безопасности, ведь с ними один из создателей судна сам Стоктон Раш. «Титан» встречался с «Титаником» 13 раз, что может пойти не так?
Спасательная операция
Поисково-спасательная операция длилась несколько суток. Но то, что у подводных туристов не было шансов, стало понятно почти сразу. 96-часовой запас воздуха, на который так уповали люди из OceanGate был совершенно бесполезен в случае повреждения корпуса судна. Так и произошло.
«Титан» искали 7 самолетов и 9 судов из США, Канады и Франции. Ранним утром 22 июня было объявлено, что кислород на «Титане» закончился, а операция из поисково-спасательной превратилась в операцию по извлечению обломков.
28 числа были подняты обломки судна, а на другой день Береговая охрана США заявила, что со дна извлечены также и фрагменты тел.
Без шансов
Расследование причин катастрофы еще продолжается. Но уже сейчас Береговая охрана заявила, что судно потерпело крушение из-за имплозии, то есть разрушения объекта от сжатия. Когда говорят, что «Титан» погиб из-за направленного внутрь взрыва, то имеется в виду именно это. Толща океана попросту раздавила субмарину как консервную банку, у пассажиров не было никаких шансов, их смерть была мгновенной.
Если бы «Титан» был из металла, то его сжало бы вместе с людьми на борту, но углепластик от сжатия не деформируется, а рассыпается на куски. Фрагменты судна собирали на большом участке в 500 метрах от «Титаника». Даже микроскопическая трещина в любой части подлодки могла привести к такому фатальному концу.