Конец «иммунитету»
Основное движение, по словам Хазина, заключается в том, что на Западе начался глобальный пересмотр отношения к так называемым «натурализованным» гражданам. То есть, если раньше паспорт, полученный путем инвестиций или долгого проживания, считался «финальной точкой» интеграции в какую-либо из этих стран, то теперь он превращается в документ с условным сроком действия.
Процесс этот, по словам эксперта, не случаен. Суть в том, что импульс к этому был задан еще в США в период правления Дональда Трампа, когда миграционная политика начала приобретать черты жесткой ревизии. Теперь этот тренд докатился до Европы, и флагманом здесь, бесспорно, выступает Великобритания.
«Если вы гражданин по рождению — это одно. Но если ваше гражданство приобретено, в современных реалиях возможны варианты», — пояснил Хазин в эфире радио Sputnik.
Аналитик провел параллель с российским опытом, где власти начали процедуру лишения паспортов тех лиц, кто получил их с нарушениями или совершил преступления. Однако на Западе критерии «неблагонадежности» могут оказаться куда более размытыми и предвзятыми. Просто потому, что человек из России.

30 лет не в счет
Самым ярким подтверждением слов экономиста стала история его знакомого, проживающего в Лондоне. То есть, даже «старая» эмиграция, случившаяся еще до распада СССР, не является гарантией от дискриминации.
Этот знакомый обосновался в Британии и получил подданство еще до 1991 года. Он десятилетиями работал в британской юрисдикции, платил налоги и пользовался услугами одних и тех же юридических консультантов. Однако в нынешних геополитических условиях адвокаты, обслуживавшие его более 30 лет, внезапно отказались от сотрудничества:
«Знаете, мы не можем оказывать вам услуги, потому что вы по происхождению из России... Это ничего не значит [что вы из СССР и никогда не жили в РФ], вы не являетесь стопроцентным британским подданным. Можете искать другого адвоката, но мы с вами работать не будем».
По факту, заявление «не являетесь стопроцентным британским подданным» закрывает эпоху равенства британского закона. Происхождение по месту рождения теперь ставится выше формального юридического статуса.

Великобритания – амбасадор антироссийского курса
Выбор Лондона в качестве площадки для подобных эксцессов не случаен. По мнению Михаила Хазина, Великобритания исторически занимает наиболее жесткую позицию по отношению к Москве. Многовековое противостояние двух империй сегодня трансформировалось в открытую враждебность.
Британские власти не только замораживают активы крупных бизнесменов, но и откровенно создают атмосферу токсичности вокруг каждого, кто имеет российские корни. Это касается всех сфер обслуживания: открытия банковских счетов, аренды недвижимости и, как показал пример знакомого Хазина, базовой юридической защиты.
Эксперт напоминает, что именно Лондон сегодня считается одним из главных идеологов эскалации конфликта на Украине. Активно подталкивая Киев к продолжению конфликта, британские элиты одновременно зачищают внутреннее пространство от российских «следов», категорически не желая делать различий между недавними мигрантами и теми, кто покинул родину еще в советское время.

Институциональная паника
Поэтому вполне логично, что среди бывших россиян в Британии начинает нарастать паника. Если раньше угрозы касались лишь фигурантов из санкционных списков, то теперь «под прицел» попали «все русские».
Хазин подчеркивает, что на Западе уже вовсю действует жесткий механизм проверки и «соответствия»: действительно ли все, кто получил гражданство в последние десятилетия, «заслуживают» его? В условиях, когда юридические фирмы отказываются защищать клиентов по этническому или национальному признаку, понятие «права человека» превращается в пустую формальность.
Так что для многих мигрантов, которые годами «свозили в Британию деньги и семьи», наступает момент истины, который по факту рискует стать самым настоящим капканом, ведь «любовь к Западу» уже не гарантирует взаимности и принятия, а вожделенный паспорт, который должен был стать щитом, теперь превращается в обычную бумагу, не способную защитить от дискриминации по праву почвы. Осталось, как говорится, только сжечь...
