Главное сегодня

Новости дня

Все новости дня
Статьи

«Они прямые враги России». Отказ от домашнего задания приведет к тем же эффектам, что в США

Вопрос об упразднении домашних заданий в российских образовательных учреждениях поднимается регулярно. Поводом для обсуждений часто становятся жалобы родителей на перегрузку учеников и применение современных технологий вроде нейросетей для облегчения выполнения учебных поручений. Попробуем разобраться, каким станет образование без обязательного выполнения самостоятельных школьных заданий и к чему может привести полная их отмена.

«Они прямые враги России». Отказ от домашнего задания приведет к тем же эффектам, что в США
Фото: сгенерировано ИИ, источник: shedevrum.ai

Значение домашнего задания

 Разговоры об отмене домашней работы ведут лишь малокомпетентные специалисты или лица, намеренно стремящиеся нанести ущерб образовательному процессу, считает Сергей Рукшин - педагог высшей категории и наставник двух филдсовских лауреатов, Григория Перельмана и Станислава Смирнова. Народный учитель утверждает, что заданий дома имеет важное значение сразу по нескольким причинам.

Во-первых, домашнее задание формирует дисциплину и трудолюбие - качества, крайне важные для будущей профессиональной деятельности ученика. Только упорством и трудом достигаются значительные успехи, особенно в областях науки и техники, подчеркивая значимость воспитания способности к напряженной интеллектуальной работе с раннего возраста.

Во-вторых, практика регулярного выполнения домашних заданий улучшает память учащихся. Согласно исследованиям, большинство людей неспособны полноценно усваивать учебный материал с первого раза. Повторение является необходимым условием качественного усвоения новой информации. Например, стихотворения и математические формулы требуют многократного повторения, которое возможно именно благодаря выполнению заданий дома.

«Призывы убрать домашние задания - это вовсе не забота о перегруженных учебой школьниках. Это уничтожение интеллектуального потенциала России. И те, кто это предлагает,- прямые враги РФ. А с загруженностью школьников можно и нужно справляться иными способами. Эти способы пусть предложат лучшие педагоги страны. Есть смысл сначала освободить самих педагогов от всевозможных ненужностей, а затем решать другие проблемы», - выражает свое мнение интернет-пользователь, пожелавший сохранить инкогнито (здесь и далее орфография и пунктуация комментаторов оставлены без изменений – прим. ред.).

Математики и аналитики подтверждают позицию сторонников домашних заданий. Педагог Алексей Савватеев поддержал позицию своего коллеги Сергея Рукшина: изучение школьного курса должно включать обязательное закрепление пройденного материала посредством выполнения соответствующих заданий дома. В противном случае уровень знаний стремительно снижается вследствие закономерности, известной как «кривая забывания».

Опыт зарубежных стран демонстрирует отрицательный эффект отказа от домашних заданий. Так, в американской образовательной системе подобная практика почти отсутствует, однако США компенсируют недостаток собственных квалифицированных кадров привлечением профессионалов из разных уголков планеты.

Проблемы современной системы образования

Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения выявляет тревожную тенденцию среди молодых россиян. Большинство школьников плохо ориентируются в базовых знаниях по истории, литературе и географии. Эксперты считают, что причиной столь низкого уровня осведомленности является ориентация образовательного процесса исключительно на подготовку к экзаменам типа ЕГЭ, игнорируя формирование целостного мировоззрения и развитие интеллектуальных способностей.

При этом стоит признать, что существующая учебная программа чрезмерно загружена. За последние годы существенно возросла нагрузка школьников старших классов, появились дополнительные часы внеклассной деятельности, увеличивающие общий объем учебной нагрузки.

Некоторые педагоги предлагают компромиссное решение: сохранить обязательность домашних заданий, но пересмотреть содержание и объемы выполняемых учащимися работ. Вместо множества однотипных проектов и презентаций предложить качественные упражнения, направленные на систематизацию знаний и тренировку необходимых навыков. Простой народ мнение специалистов разделяет:

«Убрать всю проектную деятельность, тесты на сайтах и презентации. Тогда для нормального домашнего задания высвободится достаточно времени», - предлагает интернет-пользователь с ником Чудный вереск.

Отмена или реформа?

Подводя итог обсуждения, эксперты приходят к выводу, что полное исключение домашних заданий приведет к катастрофическим последствиям для российского образования. Однако необходимость изменений признается всеми участниками дискуссии. Требуется тщательная переработка существующих стандартов, возврат к эффективным практикам прошлого, сокращение количества ненужных материалов и увеличение объема полезных и качественных знаний.

«Наконец-то. Я не одна! 40 лет в образовании, а слова «универсальные учебные действия», «системно-деятельностный подход», «проектная деятельность» вызывают у меня тихую панику. А домашние задания должны быть на повторение и закрепление того, что было на уроке. А не на изучение нового (скачивание из интернета чужих решений, презентаций, проектов)», - пишет в социальных сетях Наталья – педагог с солидным трудовым стажем.

Таким образом, требования полного исключения домашней работы необоснованны и губительны для будущего нашего общества. Необходимо сохранять и развивать практику самостоятельного закрепления знаний, сохраняя баланс между нагрузкой и эффективностью подготовки будущих поколений.

 «Согласна с теми, кто предлагает вернуться к прежней системе образования. Мы приходили домой со школы в 14.30, успевали и на кружки сходить и домашку сделать, и еще погулять иногда. Сейчас дети выползают из школы в 16.00. Если есть кружки и секции (а без них никак, ведь развитие должно быть разносторонним), то дома они появляются в 19.00 и позже. А еще уроки делать. Причем на каждый предмет - по часу минимум. То есть 6-7 часов на домашку, то есть до 1-2 ночи сидеть. И это если кушать одновременно с выполнением заданий. В результате хронический недосып и усталость, ведь отдохнуть некогда - даже на выходные и каникулы задают столько, что не продохнуть. Но... если совсем не давать домашку, то дети просто не запомнят то количество информации, которое в ускоренном темпе вываливается на них на уроках. Именно вываливается. Редкий учитель сейчас объясняет, чаще всего, они просто сообщают много фактов, правил и т.д., ведь у них план, в который надо уложиться.

Отсюда только один вывод - дело не в домашней работе, а в системе, из-за которой у детей уже к 15-16 годам появляются нервные расстройства (о которых мы в этом возрасте и не подозревали), серьезные проблемы со здоровьем и стойкая ненависть к школе», - выражает своем мнение на одном из форумов Юлия Б.

А что думаете по этому поводу вы, уважаемые читатели?

Автор: Елена Казакова

Читайте нас в телеграм
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.Согласен