Рационального обоснования решения, конечно же, нет. По договору аренды до весны 2022 года каждый год по водной артерии перевозилось до 1,5 млн тонн грузов в обе стороны. Работа канала, построенного почти 170 лет назад, при Александре Втором, заморожена.
Суверенитет уже утерян?
При этом аренда канала для финской стороны была весьма выгодна, как отмечал профессор кафедры европейских исследований СПбГУ Николай Межевич.
Этот шаг финской стороны стал ещё одним в череде антироссийских мер, предпринятых страной с весны 2022 года. Все помнят пограничную «войну», когда власти страны то закрывали, то открывали пограничные переходы, в итоге закрыв их совсем. Был введён и запрет на въезд автомобилей с номерами РФ.
И всё вроде бы так красиво, чинно, благородно...
Естественно, что главным антироссийским действием для финнов стало вступление их страны в НАТО. RuNews24 подробно описывал последствия такого поворота событий.
Из-за появления двух новых членов альянса (плюс ещё Швеция) у наших северо-западных границ, Владимиру Путину пришлось вернуть Ленинградский военный округ. Войска, сосредоточенные в нём, будут нацелены на отражение угрозы из Скандинавии и Прибалтики.
Более того, даже закрытие Сайменского канала для прогулочных судов с 15 апреля связывают с планами НАТО. По мнению Йохана Бекмана, доцента Университета Восточной Финляндии, это стало частью военной подготовки к возможному вооружённому конфликту с Россией. И решение было принято в США.
«Сама Финляндия уже никаких решений не принимает», - заметил Бекман.
Что ж, коли и вам стала добрая война, лучше худого мира, туда и дорога... Вы же, господа финны, бьётесь за ценности – свободы, в данном случае.
Вторая Прибалтика
Похоже, однако, эти ценности окажутся для Финляндии очень дорогими. И даже сейчас мы не можем оценить, к чему это приведёт в будущем. Судите сами.
России пришлось в качестве ответной меры на санкции ЕС приостановить поставки энергоносителей, древесины. Закрытие границ Финляндией привело к симметричному шагу: и финским туристам нечего делать в России.
Но если мы без них проживём, то в чудной стране Суоми без российских турпотоков стало как-то совсем «не в дугу». За десятилетия открытой с обеих сторон границы финны понастроили вдоль неё огромное количество кемпингов, глэмпингов, отелей.
На замечательных финских лодочных базах для туристов и своих ныне грустно: и с топливом кисло, и путешественников из РФ нет
На туристов из России работали сельское хозяйство, транспорт, индустрия развлечений. Теперь всё это не нужно. Не привыкшим к таким резким поворотам консервативным финнам приходится попросту закрывать бизнесы и уезжать в другие районы страны.
В длительной перспективе Финляндия рискует повторить судьбу своих южных «братьев»-прибалтов. Для понимания: Литва, Латвия и Эстония стали целыми нациями-мигрантами.
Миллионы молодых граждан этих стран на постоянной основе живут в других странах, так как в самих Литве, Латвии, Эстонии делать нечего. Экономик их на деле не существует. Вот и финны туда же захотели.
«Свобода» пахнет дефицитом
Очередным звоночком к этому стала мартовская забастовка Центральной организации профсоюзов Финляндии (SAK). Рабочие-финны протестовали против планов правительства снизить влияние профсоюзов на политику государства.
Понять обе стороны можно: из-за необходимости укреплять границу с Россией после «вляпывания в НАТО» и поддержки Украины, правительство страны урезало программы социальной поддержки на два млрд евро.
Ударило это и по рабочим, которые молчать в Финляндии не станут. Потому и пришлось вводить законодательные изменения, которые впервые в послевоенную эпоху меняют расклад сил в стране в пользу бизнеса и госбюрократии.
Отсюда мощнейшая забастовка, которая длилась четыре недели. Удар по экономике страны получился тяжёлый, в марте экспорт страны просел сразу на 30% только по числу выданных сертификатов происхождения товаров.
Как это «жахнет» по бюджетной устойчивости северной страны, ещё только предстоит узнать. Такие вот дела в окрестностях Ботнического залива.
Пока правительство бьётся с «российской угрозой» и собственными гражданами, те осваивают «советские» и российские практики периода поздних 1980-х – 1990-х (как бумеранг-то возвращается Западу, а?): стояние в очередях. Очереди в Финляндии есть на заправках из-за дефицита топлива и автомасел; а также и за едой.
Безработица, доселе невиданная в «самой счастливой стране мира», резко скакнула после того, как граница была закрыта, а экономические связи – разорваны.
«Европа нам поможет»
Невероятным образом пострадала даже авиатранспортная отрасль. Finnair и другие компании вынуждены гонять свои самолёты в другие страны, где есть топливо. Это удорожает стоимость полётов и делает их менее рентабельными и доступными.
На претензии рядовых граждан у чиновников страны есть шаблонный ответ: во всём виновата Россия. Если финны долго будут «кушать» такой ответ, значит они заслужили подобную политику. Да, теперь ещё правительство берёт кредит от МВФ. Видимо об экономической успешности на пару десятилетий стране придётся точно забыть.
Отмена большинства санкций против России – вполне приемлемая цена за процветание, и здравомыслящие финны должны бы это понимать. Также как и война с Россией на стороне НАТО есть просто суицидальный шаг для Финляндии. Как итог: финнам в ближайшие годы придётся очень многое осознать и переоценить.