Главное сегодня

Новости дня

Все новости дня
Статьи

Европа против «русских молекул». ЕС запретил то, что уже три года не работает. В чем подвох 18-го пакета санкций?

Брюссель с помпой представил 18-й пакет санкций против России. Самый суровый из всех. На первый взгляд... Что с этими санкциями не так — разбираемся в статье.

Европа против «русских молекул». ЕС запретил то, что уже три года не работает. В чем подвох 18-го пакета санкций?
Фото: Коллаж канала InoComment . Источник: dzen.ru

Евросоюз решил изобразить суровость. Буквально на днях Европейская комиссия с помпой презентовала очередной, уже 18-й по счету пакет санкций против России.

«Сила — это единственный язык, который понимает Россия», — заявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Урсула фон дер Ляйен не шутит

Звучит грозно, но когда разбираешься в деталях, становится ясно: Европа снова пытается выглядеть крутой, а на деле занимается имитацией бурной деятельности.

Показательно, что новый пакет санкций был представлен в период напряженности на Ближнем Востоке. Возможно, европейские чиновники предчувствовали грядущие проблемы на энергетических рынках и решили «отстреляться» заранее, пока мировые цены на нефть еще не взлетели до небес.

Бить по мертвым трубам — европейская традиция

Первое, что бросается в глаза в новом пакете --- запрет на использование газопроводов «Северный поток». ЕС торжественно запрещает то, что уже три года как не работает. Три из четырех ниток были взорваны, четвертая теоретически могла бы функционировать, но только если Германия даст разрешение. При нынешней немецкой элите это примерно так же вероятно, как встреча НЛО с канцлером Мерцем.

Канцлер Германии Фридрих Мерц всегда питал к России «самые нежные чувства»

«Никто из европейских операторов больше не сможет участвовать в каких-либо сделках с газопроводной инфраструктурой «Северный поток». Дорога назад закрыта навсегда», — объяснила фон дер Ляйен.

Какой героизм — запрещать то, что и так мертво!

На самом деле этот театральный жест адресован не России, а Вашингтону. ЕС пытается показать американцам, как старательно они расчищают европейский рынок от российского газа для «спасительного» американского СПГ. Очень удобный козырь для торговых переговоров с США о пошлинах.

Более того, введение окончательного запрета на «Северные потоки» может стать своеобразной индульгенцией перед Белым домом. Европейцы словно говорят американцам: «Смотрите, мы похоронили российские трубы навсегда, даже мыслей о возобновлении не допускаем. Теперь будьте добрее с нами в торговых вопросах».

Потолок цены: когда математика не работает

Второй «сокрушительный» удар — снижение потолка цены на российскую нефть с 60 до 45 долларов за баррель. Предложение включает снижение потолка цены на экспорт российской нефти с 60 до 45 долларов за баррель. Проблема только в том, что российская Urals и так продается по 55-57 долларов, так что потолок давно превратился в декорацию.

«Конкретные цифры ценового потолка абсолютно не влияют на масштабы экспорта», — объясняют эксперты.

Проблемы создает сам факт санкций, а не конкретная цифра. Потолок начал «работать» только потому, что мировые цены на нефть упали ниже 60 долларов.

Более того, снижение цены привлекло к перевозке российской нефти дополнительных судовладельцев, в том числе из Греции, что несколько удешевило фрахтовые услуги. Получается парадокс: европейские санкции косвенно помогли России сэкономить на доставке.

Охота на «российские молекулы»

Третья инициатива и вовсе из разряда научной фантастики — запрет на импорт нефтепродуктов, произведенных из российской нефти в третьих странах. В дополнение к запрету на импорт очищенных продуктов, которые производятся из российской сырой нефти и продаются под другой маркой. Как именно Брюссель планирует определять и доказывать присутствие «российских молекул» в дизельном топливе, остается загадкой.

Венгрия, которая как раз занимается переработкой российской нефти, точно заблокирует эту инициативу. И европейские автомобилисты скажут ей за это спасибо — никто не хочет платить еще больше на заправках.

Эта мера выглядит особенно абсурдно на фоне того факта, что нефтепродукты из российского сырья уже сейчас поступают в Европу в колоссальных объемах. Дизельное топливо, произведенное на НПЗ третьих стран из российской нефти, течет в ЕС рекой. И вдруг европейские чиновники решили навести в этом вопросе «порядок».

Но главное даже не в технической сложности отслеживания происхождения углеводородов. Кто в здравом уме захочет лишать себя доступных энергоресурсов в условиях, когда Европа только-только начала оправляться от энергетического кризиса? Неужели европейская промышленность и рядовые потребители мечтают о новом витке роста цен на заправках и, по цепочке, на все товары и услуги?

Балтийская рулетка

Но есть в новых санкциях и реально болезненная угроза. Дело не в потолках и запретах, а в возможной блокаде Балтийского моря для российских танкеров. Многие из этих танкеров ходят по Балтийскому морю и перевозят нефть через Финский залив — критически важный маршрут для российского экспорта энергоносителей.

Через балтийские порты Россия отправляет до 80 миллионов тонн нефти в год — треть всего экспорта российской нефти. Перенаправить такие объемы физически невозможно: свободных мощностей в портах просто нет.

Полная блокада Балтийского моря для российских танкеров неизбежно спровоцирует энергетический кризис планетарного масштаба.

Впрочем, такой радикальный шаг потребует преодоления серьезных юридических препятствий. Международные морские соглашения гарантируют право судов на беспрепятственное судоходство. К тому же Евросоюз вряд ли решится на столь жесткие меры без предварительного согласования с Вашингтоном.

Игра на повышение

В условиях напряженности на Ближнем Востоке европейские санкции выглядят детской забавой. Иран продолжает угрожать перекрыть Ормузский пролив, через который проходит 40% мировой нефти. Если это произойдет, цены на нефть взлетят так, что все антироссийские потуги Европы покажутся невинной шалостью.

До сих пор Запад старательно избегал мер, которые физически убирали бы российскую нефть с мирового рынка. Все предыдущие санкции лишь создавали препятствия и увеличивали издержки, но не блокировали поставки полностью. И на то есть веские причины: исчезновение российской нефти спровоцировало бы дефицит и взрывной рост цен на глобальном энергетическом рынке.

Восемнадцатый набор ограничительных мер — это скорее пиар-акция для внутреннего потребления, чем реальный удар по российской экономике.

А пока европейские чиновники продолжают играть в песочнице, российские танкеры методично возят нефть по всему миру. И что характерно — многие из этих «теневых» судов когда-то принадлежали тем самым европейским компаниям, которые теперь так рьяно борются с «российской угрозой».

Такова циничная правда Евросоюза: одной рукой вводят санкции, другой — продают танкеры тем, кто эти санкции обходит.

Автор: Влада Крапивина

Читайте нас в телеграм
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.Согласен