Восхождение на вершину
С приходом весны 1989 года в хит-параде ТАСС появилась песня, которая вскоре станет не просто треком, а культовым произведением целого поколения. Это была «Девочка моя синеглазая» в исполнении Евгения Белоусова. Певец, ещё недавно басист ансамбля «Интеграл», стремительно превратился в кумира молодёжи. Его образ романтичного героя, мягкий вокал и запоминающийся припев сделали его любимцем женской аудитории.
К маю того же года композиция уже занимала девятое место в популярном музыкальном рейтинге газеты «Московский комсомолец» под названием «Звуковая дорожка». А к осени 1989 года она возглавила советские хит-парады. По итогам года журналы и радио единодушно признали Женю Белоусова певцом года.
Его выступления собирали аншлаги. Даже снег в Ташкенте не смог остановить фанатов, которые почти сорок минут не отпускали артиста со сцены. Он стал настоящим королём сцены для нового поколения слушателей.
Случайность или закономерность?
Однако стоит ли считать эту песню главной в творчестве самого Жени Белоусова? Сам он никогда не воспринимал её как свою. Для него это был скорее продукт работы продюсерской команды, чем выражение личного видения.
Женя родился 10 сентября 1964 года в посёлке Жихарь Харьковской области, однако все свое детство и юность будущий поп-звезда провел в Курске, куда его отец-военный перевез всю семью. Молодой Евгений учился в профессионально-техническом училище, получая профессию слесаря-ремонтника. Однако душа Белоусова принадлежала музыке. Уже в юности он собирал друзей, чтобы играть на школьных мероприятиях и местных танцах.
После окончания ПТУ Белоусов поступил в Курское музыкальное училище, где осваивал игру на бас-гитаре. Чтобы свести концы с концами, он работал в ресторанах, где исполнял популярные хиты. Именно там его заметил Бари Алибасов — известный продюсер и руководитель ансамбля «Интеграл».
Путь через «Интеграл»
Присоединение к группе «Интеграл» стало поворотным моментом в жизни Белоусова. Он не был солистом, но проявил себя как отличный басист и гармонист в бэк-вокале. На сцене он предпочитал оставаться в тени, пока другие выходили вперёд. Его стиль игры был в духе джаз-рока, а техника слэпа напоминала работы американских мастеров вроде Бутси Коллинза и Маркуса Миллера.
Но судьба распорядилась иначе. Бари Алибасов, всегда чувствовавший потенциал новых лиц, решил, что из Белоусова может получиться яркий сольный артист. Продюсер отправил его в Москву, чтобы записать сольный проект. Любопытно, что даже гитарную партию в «Девочке моя синеглазая» исполнил музыкант, специально направленный Алибасовым.
Рождение образа
Создание сольной карьеры Белоусова происходило под жёстким контролем творческой пары — поэтессы Любови Воропаевой и композитора Виктора Дорохина. Через роман с редактором Гостелерадио Мартой Магилевской Женя вошёл в круг этих авторов. Вместе они начали работу над имиджем, образом и репертуаром будущей звезды.
По воспоминаниям Воропаевой, работа с Белоусовым была непростой.
«Женя, естественно, не умел ни танцевать, ни двигаться. Работа над его профессиональными навыками была проделана адская Дорохиным. Они решали всё вместе, и просто ставили меня в курс и давали задания. Как умная женщина, я работала подмастерьем», — рассказывала она.
Белоусов стал полностью управляемым продуктом, созданным под определённую аудиторию. Его имя сменили с официального Евгения на более простое и тёплое — Женя. Образ мягкого, романтичного героя, поющего о любви, нашёл отклик в сердцах девушек.
«Девочка моя синеглазая»: случай или гениальность?
Однако сама песня, принесшая ему мировую славу, родилась в обстоятельствах, далёких от великих замыслов. По словам Любови Воропаевой, текст был написан в состоянии раздражения и ревности: её муж проводил слишком много времени за компьютером.
«Я плакала и сопротивлялась, но написала», — вспоминала она.
Текст был просунут под дверь кабинета Виктора Дорохина. Когда тот прочитал его Жене Белоусову по телефону с гастролей, реакция была мгновенной:
«Наконец! Витя, пиши скорее музыку!» Так родился один из самых знаменитых хитов советской эстрады.
Несоответствие между образом и сутью
Несмотря на успех, Женя Белоусов внутренне переживал разлад между тем, кем его сделали, и тем, кем он хотел быть. Дмитрий Маликов, близко знавший певца, вспоминал:
«Женя был очень добродушным человеком, очень талантливым и переживал, что песни, которые он исполняет, не совсем соответствуют его внутреннему музыкантскому какому-то ощущению».
Белоусов чувствовал себя актёром в чужой пьесе. Его истинная страсть лежала в джазе, роке, экспериментах с инструментами. Он мечтал о свободе, а получил рамки, в которых стал идолом. Эта дисгармония, возможно, стала одной из причин его ранней смерти.
Завершение пути
В 1991 году Белоусов прекращает сотрудничество с Воропаевой и Дорохиным и переходит к новому продюсеру — Игорю Матвиенко. Однако здоровье артиста было уже подорвано. В конце мая певец попадает в реанимацию с подозрением на инсульт. Несмотря на все попытки врачей ликвидировать последствия разрыва аневризмы, Женя скончался, не приходя в сознание, в ночь с 1 на 2 июня.
История Жени Белоусова — это история талантливого музыканта, чья судьба сложилась так, что внешний успех опередил внутреннюю реализацию. Он стал символом времени, но не смог найти полного выражения своему внутреннему голосу. «Девочка моя синеглазая» навсегда останется частью истории советской эстрады, но за этой песней скрывается трагический портрет артиста, чьи истинные мечты так и остались невыполненными.