Всё началось с так называемого «дела полицейских». Оказалось, что ряд сотрудников управления безопасности и правоохранителей в Анкаре были связаны с запрещенной в республике организацией, «Айхан Бора Каплан». Во время обыска у них обнаружили аудиозаписи подозрительного содержания. Сотрудников уволили из органов.
Подозрение падает на кукловода
Сведения, попавшие к силовикам Турции оказались, видимо, серьезными. Настолько, что лидер Партии националистического движения (ПНД) и соратник лично президента Эрдогана Девлет Бахчели заявил о возможной подготовке к вооружённому мятежу в стране с высокой трибуны парламента.
Бахчели призвал все государственные силы страны мобилизоваться, так как
«нельзя предотвратить мятеж против власти увольнением нескольких полицейских».
Заявление Бахчели имело резонанс. В ночь на 15 мая президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган созвал на экстренное совещание главу минюста страны Йылмаза Тунджа и руководителя Национальной разведывательной организации (MIT) Ибрагима Калына.
В Анкаре всё спокойно?
Уже днем 15 мая на внеплановое совещание к Эрдогану был вызван министр внутренних дел Турции Али Ерликая. Судя по всему, разговор с ним также касался вероятного путча в республике.
До этого Ерликая также сыграл свою роль: он рассказал, что МВД Турции провело масштабную спецоперацию. Были задержаны более полутысячи человек. Эти люди собирались сдавать экзамены на поступление в государственные органы страны.
Однако они, как выяснили турецкие силовики, были связаны с организацией ФЕТО, которая в Турции числится экстремистской. Судя по этим данным, «наступление» на Эрдогана идёт с разных сторон.
Турки пытаются задержать бронетехнику в ходе мятежа в 2016 году
Сам Эрдоган после консультаций со своими силовиками выступил перед парламентом страны вечером 15 мая. Он рассказал о том, что расследование «дела полицейских» идёт полным ходом.
«Мы знаем кукловода, которому это нужно», - заявил Эрдоган.
Вероятно, он имел в виду всё ту же организацию FETO и её негласного лидера Фетхуллаха Гюлена. Эта организация считается зачинщиком предыдущего военного мятежа в Турции, случившегося 15 июля 2016 года.
Али Ерликая предупредил заговорщиков
Ерликая в свою очередь в соцсети призвал потенциальных заговорщиков и их симпатизантов задуматься:
«Кто бы ни затевал что-либо против президента и правительства, мы разрушим их планы».
Авиаудары по парламенту и круги над Стамбулом
Стоит вспомнить и то, что было восемь лет назад. Тогда путч затеяли военные, прошедшие обучение в США. Они 15 июля 2016 года захватили авиабазу недалеко от столицы страны, Анкары. Там базировались американские F-16. Был взят в заложники начальник генштаба ВС Турции Хулуси Акар.
Поднявшим мятеж военным удалось захватить аэропорты в Стамбуле и Анкаре, мосты через Босфор. В столице было захвачено здание правящей партии, государственные учреждения, СМИ. В телезаявлении от имени путчистов было заявлено, что власть в стране берёт Генштаб вооружённых сил.
У путчистов в 2016 году были даже F-16 и боевые вертолёты
Со своих самолётов F-16 военные нанесли удары по президентскому дворцу и парламенту Турции, когда там шло заседание.
Шла охота и на президента Эрдогана. Мятежники объявили по захваченным телеканалам, что он сбежал в Германию и запросил там убежища, однако это было ложью.
На деле Эрдоган с женой были на отпуске в Мармарисе, это западное побережье страны. Когда заговорщики ворвались в его отель, оказалось, что он уже улетел на своём самолёте.
Здание турецкого парламента
На самолёте Эрдогану и жене пришлось немало помотать кругов над аэропортом Стамбула, пока там менялась власть от законной к мятежникам и наоборот. Когда он сумел приземлиться, то сделал заявление в эфире незахваченной путчистами телекомпании и призвал народ сплотиться вокруг законной власти.
Благодаря тому, что часть армии и полиция Турции остались верны присяге, власть Эрдогана тогда устояла. Более двухсот человек погибли в тех столкновениях, свыше двух тысяч получили ранения. Однако долгое время оставалось неясным, как удалось Эрдогану ускользнуть буквально из под носа военных, ехавших штурмовать отель.
Как выяснилось позже, тут турецкого президента спасла наша, русская разведка. Его просто предупредили. А к нашим разведчикам информация о том, что мятежники выдвигаются в отель, попала благодаря радиоперехвату разговоров мятежных турецких военных.
Америка всегда при делах
В чём был смысл нашей помощи турецкому лидеру в 2016-м? Ну, позиция наших властей и лично Путина известна давно. С законной властью страны-соседа всегда легче иметь дело, конструктивнее.
Кроме того, в мятеже явно торчали уши американских «коллег». Дело в том, что военные в Турции с 20-х годов прошлого века были как бы на страже современного, светского характера турецкого государства, против попыток его реисламизации.
Основоположник современной Турции Кемаль Ататюрк осматривает войска
Если в XX-м веке перевороты в Турции были больше внутренним делом, то в веке XXI к ним присоединился Запад, у которого свои виды на Турцию. Да и Фетхуллах Гюлен, с именем которого связали путч 2016 года, живет в США.
Эрдогану в своё время уже пришлось пострадать от военного переворота. В 1997 году его умеренно исламистской Партии благоденствия пришлось самоликвидироваться под давлением военных. Тогда Реджеп Тайип был мэром Стамбула. Через несколько лет Эрдоган взял реванш и начал восхождение к политическому Олимпу своей страны.
Когда Запад затеял большую бучу в Ираке в нулевых и в Сирии в десятых, оказалось, что это сильно бьет и по Турции. В полуразваленных странах подняли голову курды, которые живут и в стране Ататюрка и Эрдогана.
Ну какой трезвомыслящий политик будет терпеть у себя — потенциальный сепаратистский анклав, а рядом с собой — плацдарм врага? На этом сошлись в середине 2010-х годов интересы Путина и Эрдогана в Сирии.
Двуличие – путь к краху
Путин собирался «обкатать» армию для будущей украинской операции, плюс «придушить» рассадник прямо-таки адского игиловского джихадизма (все помнят видео с отпиливанием голов «неверным»?), представители которого попадали и в Россию. И тут вроде как две страны, являющиеся давними геополитическими соперниками, нашли точки соприкосновения.
Однако Эрдоган путинского понимания и военной помощи в Сирии не оценил. Что и показала спецоперация на Украине. Пока наши воины отражают атаки врага в зоне СВО и внутри России, зять Эрдогана строит завод по производству БПЛА где-то под Киевом.
Можно сказать, что президент Турции попал в ловушку собаки, привыкшей кусать кормящую руку – однажды ей придётся столкнуться с голодом.
Будет ли сейчас Россия «спасать» турецкого правителя – большой вопрос. Возможно, в Кремле и в руководстве наших спецслужб решат, что «небольшой хаос» в Турции нам нынче на руку.