Главное сегодня

Новости дня

Все новости дня
Статьи

Две реальности. Коррупционеров, которые бесятся с жиру на фоне СВО, предложили казнить

Наши бойцы рискуют жизнью на СВО. А в это самое время чиновничий отпрыск выкладывает сторис из Куршевеля — курорта страны, которая снабжает оружием противника. Одни копят на ипотеку годами, другие покупают вино за два миллиона. Терпение общества на исходе. Что делать с коррумпированными чиновниками и тянущей деньги из народа элитой — размышляем в статье.

Две реальности. Коррупционеров, которые бесятся с жиру на фоне СВО, предложили казнить
Фото: Коллаж RuNews24.ru

Воруют триллионами – и ничего

Статистика Верховного суда повергает в шок. В минувшем году на скамье подсудимых оказалось свыше 10 тысяч любителей взяток. Возбудили более 24 тысяч уголовных производств – в списке фигурантов целая сотня VIP-персон из власти.

За двенадцать месяцев конфисковали ценностей на 500 миллиардов. За предшествующие 4 года добавьте к этому еще 760 миллиардов. Посчитали? Верно, речь о триллионных суммах. А красть при этом не перестали – просто стали изощреннее маскироваться.

Военный эксперт Юрий Баранчик громко заявляет: беда уже перестала быть точечной. Под арест можно отправить любого – от низового клерка в мэрии до главы целого региона. Сотрудники следствия и надзорных органов буквально захлебываются в потоке дел – руки не доходят расследовать все преступления. Вот каких размеров достигло воровство среди чиновников в стране.

Роскошь на фоне траура – это нормально?

Особенно цинично выглядит поведение элит на фоне спецоперации. Пока матери получают похоронки, мажорики постят селфи из французских Альп. Покупают там вино за два миллиона рублей – больше, чем средняя годовая зарплата по стране. Носят часы стоимостью московской квартиры.

Живут в России, а деньги отправляют врагам. Кормят экономику тех самых стран, которые снабжают Украину оружием против нас. Но им-то какое дело? Главное – фотографии в соцсетях красивые.

Баранчик задается резонным вопросом: как можно за год-два накопить на такую роскошь? Почему правоохранители смотрят сквозь пальцы, хотя все очевидно? Потому что «не мое дело», потому что «так принято». Потому что у них у самих, возможно, часики неплохие.

Город как личная кормушка

Когда мэр города собирает коллекцию часов, каждые из которых стоят как труд десятков людей за несколько лет, это уже не личное дело. Когда чиновник покупает бутылку вина ценой годового питания школьного класса – это плевок в лицо тем, кому он должен служить.

«Это становится зримым, циничным и оскорбительным символом предательства общественного договора. Такой чиновник воспринимает вверенный ему город не как объект заботы и развития, а как личную кормовую базу, источник для удовлетворения ненасытной жажды роскоши», – отмечает эксперт.

Город превращается в дойную корову. Люди – в расходный материал. Единственная цель – набить карманы и удовлетворить жажду потребления. А потом еще и медаль получить за развитие региона.

Верхи против низов – классика жанра

Главная опасность даже не в самом воровстве. Гораздо страшнее последствия для общественного сознания. Люди видят этот контраст: одни живут от зарплаты до зарплаты, другие покупают бриллианты и яхты. Одни отправляют сыновей на фронт, другие – в элитные европейские курорты.

Что испытает обычный работяга, глядя на такое вопиющее неравенство? Баранчик бьет тревогу: это давно уже не изолированные эпизоды жадности отдельных личностей. Мы наблюдаем признаки масштабного заражения, уничтожающего народное доверие.

Воровство и взятки вбивают в головы граждан ядовитую истину: для богатеньких буратино законы и совесть – пустой звук. Часть государственной машины крутится не ради простых людей, а чтобы набивать карманы избранной касты. Элита обитает в своей вселенной, народ – в своей. Две реальности, которые никогда не встречаются. Один в один картинка из учебника про Российскую империю.

 

Рекорд года – 800 миллиардов конфискации

Генпрокуратура заставила взяточников раскошелиться. За минувший год у коррупционеров изъяли активов больше чем на полтриллиона. Эксперты прогнозируют: текущий год побьет рекорд – отнимут уже на 800 миллиардов.

Журналисты составили рейтинг главных коррупционеров. Первое место занял экс-заместитель министра обороны Тимур Иванов – 13 лет колонии за растрату и легализацию доходов на миллиарды. Теперь он, кстати, хочет искупить вину на фронте – благородный порыв, ничего не скажешь.

Второе место досталось Дмитрию Николаеву с прозвищем Винни Пух. У него обнаружили сорок объектов элитной недвижимости, автопарк из дорогих машин, ценные бумаги. Прям как в сказке про медвежонка – только вместо меда собирал квартиры.

При обысках у Иванова нашли горы наличности – все изъяли в пользу государства. Следствие подозревает его еще и во взятках на полтора миллиарда через подставные компании. Скромный человек был, ничего не скажешь.

Смертная казнь как решение

Текущие наказания явно не работают. Даже угроза большого срока не останавливает воров в погонах. Соблазн роскошной жизни оказывается сильнее страха перед тюрьмой. Тем более что в тюрьме тоже можно устроиться с комфортом – было бы желание и связи.

Именно поэтому аналитик выдвигает радикальное предложение: вернуть высшую меру наказания. И не только за убийства, но и за коррупцию в особо крупных размерах.

«Волей-неволей начинаешь думать о том, что пора возвращаться к смертной казни в стране. Иначе порядок восстановить уже нельзя. Слишком разжирели элиты. Слишком верят в свою безнаказанность как класса», – убежден Баранчик.

Генерал полиции Александр Гуров, комментируя ситуацию, высказал сомнения в эффективности смертной казни. Но признал: проблема приняла катастрофические масштабы. Значит, надо что-то делать – только вот что?

А вот в Китае не церемонятся

Хотите знать, как по-настоящему борются с коррупцией? Посмотрите на Китай. Там не рассуждают о гуманизме, когда чиновник ворует миллиарды.

В конце прошлого года экс-мэру города Хайкоу Чжан Цзы вынесли смертный приговор. При обыске у него нашли тринадцать с половиной тонн золотых слитков. Вдумайтесь – 13 тонн! Плюс 23 тонны наличных денег, коллекцию элитной недвижимости по всему миру и больше десятка люксовых автомобилей.

 

Шесть лет расследовали дело. Выяснили: мэр брал взятки за государственные контракты и земельные участки. Причем брал только золотом и налом – чтобы не светиться в банковской системе. Умный был, ничего не скажешь. Только вот не повезло.

В декабре казнили экс-директора государственной финансовой компании China Huarong International Бай Тяньхуэя. Взятки на 156 миллионов долларов – и все, конец карьеры. Причем в самом буквальном смысле.

Председатель КНР Си Цзиньпин не шутит, когда говорит о борьбе с коррупцией.

«Мы должны иметь мужество направить нож внутрь партии», – заявил он.

И действительно направляют – по неподтвержденным данным, ежегодно в Китае казнят сотни коррупционеров.

Только в 2023 году больше шестисот тысяч нечистых на руку китайских чиновников понесли наказание за нарушение партийной дисциплины. Правда, не все получили высшую меру – многим дали пожизненное или двадцать пять лет колонии.

Есть даже четкие критерии. Если сумма взятки превышает 3 миллиона юаней (около 443 тысяч долларов) – смертная казнь с конфискацией имущества. А семье казненного приходит счет на 8 юаней – за две пули. Экономят на всем, даже на патронах для расстрела взяточников.

Жестко? Безусловно. Но работает ли? Судя по тому, что Китай в рейтинге коррумпированных стран занимает семьдесят восьмое место из ста семидесяти девяти – да, определенный эффект есть. Хотя, конечно, до полной победы над коррупцией им тоже далеко.

Вот только в России такие меры вряд ли введут. У нас же гуманизм, европейские ценности, все дела. Поэтому чиновники могут спать спокойно – максимум тринадцать лет колонии, как Иванову. А потом, глядишь, амнистия подоспеет или условно-досрочное освобождение.

Конфискация всего до нитки

Понятно, что смертную казнь вряд ли введут в ближайшее время. Слишком гуманные мы стали. Но есть другие жесткие меры, которые можно применить уже сейчас.

Например, полная конфискация имущества. Причем не только того, что записано на самого коррупционера, но и на его родственников. Нашли миллиард у троюродного племянника? Забрать все. Публично, чтобы другим неповадно было.

Наказание должно быть соразмерно преступлению. Взяточничество на миллиарды разрушает страну – уничтожает справедливость, душит экономику, превращает мораль в пустой звук. Значит, и кара должна быть не символической, а реальной – чтобы мало не показалось. И чтобы участь виновного стала наглядным примером всем остальным.

Деньги, украденные у народа, должны вернуться народу. Виллы, яхты, счета в офшорах – все конфисковать и направить на реальные нужды: поддержку семей военных, строительство больниц, повышение пенсий. А не на новые часы для следующего чиновника.

 

Когда терпение лопнет?

Общество устало от двойных стандартов. Устало видеть, как одни гибнут за Родину, а другие наживаются на чужом горе. Устало молчать и терпеть, пока очередной мэр покупает себе десятую квартиру.

Вопрос только в том, услышит ли власть этот крик души раньше, чем терпение окончательно лопнет. Пока правоохранители ловят мелких воришек, крупная рыба продолжает чувствовать себя неуязвимой. И даже попав под суд, надеется на условный срок или амнистию.

Может, действительно пора применять жесткие меры? Не обязательно расстрелы, но хотя бы полная конфискация всего нажитого преступным путем. Публичная. Болезненная. Чтобы другим было страшно. Чтобы в следующий раз, протягивая руку за взяткой, чиновник думал не о новой яхте, а о том, как он будет объяснять жене, почему у них забрали квартиру.

Иначе разрыв между элитами и народом будет только расти. А вместе с ним – и социальное напряжение, которое рано или поздно найдет выход. История показывает: когда народ устает терпеть несправедливость, финал бывает непредсказуемым.

А как вы считаете — можно ли в принципе победить коррупцию в России? И какими мерами?

Автор: Влада Крапивина

Читайте нас в телеграм
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.Согласен