Клин клином вышибают
150 лет назад произошло событие, давшее толчок развитию самых восточных территорий Российской империи. Согласно Петербургскому трактату 1875 года, нашей стране отошли права на полное владение островом Сахалином, а к Японии – на все Курильские острова. Ситуация изменилась спустя три десятилетия: в 1905 году во время русско-японской войны войска противника на волне своих успехов высадили десант и захватили Сахалин.
Действие всех предыдущих договоров, как тогда пояснили сами японцы, было «упразднено войной». Нарушив Петербургский трактат, Япония потребовала от императора Николая II передачи ей Южного Сахалина по 50-ю параллель. Направленный для переговоров о мире в Портсмут председатель Комитета министров Сергей Витте вынужден был согласиться, за что даже получил ироническое прозвище Граф Полусахалинский.
Советское правительство после революции подтвердило Портсмутский договор. Так продолжалось вплоть до 1945 года. Первые выстрелы на Сахалине прозвучали в ночь на 9 августа, однако это были только вылазки разведчиков. Приказ на наступление 56-й корпус получил 10 августа, когда успехи советских войск в Маньчжурии стали неоспоримы.

Советская военная колонна в Маньчжурии (август 1945 года)
«Перейдя границу утром 11 августа, советские части поначалу не встречали сопротивления. Однако вскоре по колоннам был открыт огонь снайперов, которых сразу окрестили «кукушками», - рассказывает кандидат исторических наук Алексей Исаев. - Предстоял штурм укрепленного поста Хандаса с гарнизоном около 100 человек».
Снаряды 45- и 76-миллиметровых пушек отскакивали от толстых стен, японцы отчаянно сопротивлялись и даже сумели подбить несколько советских легких танков Т-26 довоенного выпуска. Однако вскоре к стенам Хандасы прибыли новейшие танки Т-34-85, в итоге пост был расстрелян. Впереди лежала главная полоса обороны Харамитогского укрепрайона, опиравшаяся на реку Безымянная.
Атака на рассвете 13 августа успеха не имела. Танки Т-34 завязли в пройме реки и не смогли переправиться. Погода была нелетная, а потому поддержки авиации не имелось - только артиллерия. Ценой немалых потерь удалось преодолеть реку, но наведение переправы для танков срывалось огнем японской артиллерии из глубины обороны.
Батальон капитана Григория Светецкого сумел вклиниться в оборону противника на фланге, уничтожил несколько ДЗОТов (дерево-земляных огневых точек) и вышел врагу в тыл. Это уже дало возможность построить переправу, подтянуть танки и уничтожать ДОТы (долговременные огневые точки) с их помощью. За этот подвиг многие бойцы были удостоены госнаград, а Светецкий получил звание Героя Советского Союза.

Вручение наград советским бойцам, отличившимся в боях с японскими милитаристами
Сопротивление противника было слабым, мешали только снайперы-«кукушки». К станции Котон бойцы и командиры, по словам историка, вышли лишь со стрелковым оружием и минометами. Два дня, 13 и 14 августа, станция переходила из рук в руки.
Наконец, к 18 августа главная полоса укрепрайона была прорвана на всю глубину. В тот же день начались переговоры с японцами о капитуляции. К 25 августа оставшиеся на Сахалине японские части полностью сложили оружие. В итоге Красной Армией было взято в плен 18 320 солдат и офицеров противника.
«Для Советского Союза Сахалин - возможность свободного сообщения Приморья с внешним миром через выводящий в Мировой океан пролив Лаперуза к югу от острова, - поясняет Исаев. - Сахалин и Курильские острова делают Охотское море внутренним для России, что важно и экономически, и с точки зрения обеспечения безопасности страны».

Пленные японцы на одной из улиц Владивостока (август 1945 года)
От ельцинских щедрот
Японцы до сих пор, как известно, претендуют на Сахалин южнее 50-й параллели и Курилы севернее Итурупа. И это, несмотря на то, что они сами 120 лет назад нарушили мирное соглашение (сослались на войну) и силой забрали себе российские территории. Когда же история повторилась с точностью до наоборот, начали возмущаться.
Многим читателям наверняка памятна история, когда первый президент новой России Борис Ельцин собирался восстановить «историческую справедливость» и вернуть Японии часть островов. Как позже вспоминал генерал-майор Борис Ратников, основной целью Ельцина якобы была демонстрация нового политического курса.
«Борису Николаевичу хотелось показать себя миротворцем. Хрущев, Брежнев, Горбачев не отдали острова, я смог! К такому шагу его склонял ряд фигур из ближайшего окружения – тот же министр иностранных дел Андрей Козырев», - признавался Ратников.

Вся эта красота могла бы отойти к Японии...
Ельцина долго убеждали, что как только он передаст Японии острова, Китай сразу предъявит России претензии на свои спорные территории. Мог начаться вооруженный конфликт, более серьезный, чем тот, что произошел на острове Даманский за 23 года до этого. Тогда советская сторона потеряла около 60 пограничников, китайская – порядка 300 бойцов.
Что было бы в 92-м и представить трудно. Благо, нашлись «разумные головы», которые смогли утихомирить «щедрого» Бориса Николаевича. Кстати, по мнению ряда историков-правоведов, статус дальневосточных островов России до сих пор остаётся спорным. При этом Владимир Путин, как известно, в отношении Сахалина и Курил категоричен: это российские территории!
Недаром же в знаменитом «Марше советских танкистов», кстати, посвящённом событиям на Дальнем Востоке, где советские воины-пограничники разгромили японские войска, нарушившие границу СССР, есть такие слова: «Чужой земли мы не хотим не пяди, но и своей вершка не отдадим». Как-то так…
