Всего через несколько дней ночной воздух наполнится колокольным звоном, а вокруг храмов выстроятся люди с корзинками, полными куличей и крашеных яиц. Но прежде чем разлетится по миру ликующее «Христос Воскресе!», православным предстоит пройти через самое сложное духовное испытание года – Страстную седмицу.
Что скрывается за названием Страстной недели
Когда-то давно слово «страсть» не вызывало ассоциаций с пылкой любовью или увлечением – оно означало страдание, боль, мучение. Именно поэтому последняя неделя перед Пасхой называется Страстной – она полностью посвящена воспоминаниям о страданиях Христа.
С 14 по 19 апреля этого года верующие будут вспоминать каждый шаг последних дней земной жизни Иисуса – от торжественного входа в Иерусалим до распятия и погребения. Эти дни наполнены такой глубиной и значимостью, что их выделяют в отдельный период богослужебного года, не просто завершающий Великий пост.
«Страстная седмица – это не просто финальный отрезок Великого поста. Это самостоятельное духовное путешествие, во время которого мы день за днем проходим последний земной путь Спасителя», – объясняют те, кто погружен в церковную жизнь.
Интересно, что каждый день этой недели называют Великим – Великий понедельник, Великий вторник... И это не просто дань традиции. В греческой традиции вся неделя именуется Великой – из-за тех великих чудес и дел Спасителя, которые произошли в эти дни.
О чем вспоминают в каждый день Страстной седмицы
День первый: история о бесплодной смоковнице и начало духовной весны
В Великий понедельник церковь вспоминает две истории – о проклятии бесплодной смоковницы и о ветхозаветном Иосифе. Казалось бы, какая связь между библейским юношей, проданным в рабство завистливыми братьями, и засохшим фиговым деревом?
Священники говорят, что смоковница – это символ души, живущей бесплодно, без добрых дел и истинной веры. А Иосиф, преданный родными и проданный за жалкие 20 сребреников, является прообразом самого Христа, которого вскоре предадут за 30.
В этот день в храмах начинают готовить миро – удивительно ароматную смесь из полусотни масел, трав и смол, которой будут помазывать во время крещения.
А в домах начинается генеральная уборка – многие верят, что избавление от ненужных вещей символизирует очищение жизни от всего лишнего.
День второй: уроки притч и размышления о конце времен
Великий вторник посвящен беседам Иисуса в Иерусалимском храме. В этот день на церковных службах вспоминают притчи о десяти девах и о талантах.
Первая рассказывает о том, как пять мудрых дев запаслись маслом для светильников, ожидая жениха (символ Христа), а пять неразумных оказались неготовыми к его приходу. Вторая говорит о рабах, которым господин доверил свои таланты (древние монеты): кто-то приумножил их, а кто-то закопал в землю.
«Эти притчи удивительно актуальны и сегодня, – говорят богословы. – Они учат нас быть готовыми к встрече с вечностью в любой момент и не зарывать свои таланты и способности в землю, а развивать их и делиться с миром».
День третий: цена предательства и сила раскаяния
Великая среда окрашена контрастом двух поступков – предательством одного из учеников и глубоким раскаянием безымянной женщины.
Иуда, движимый сребролюбием, решается продать своего Учителя первосвященникам за 30 сребреников. В то же время грешница, которую общество отвергло, приходит на пир в дом Симона прокаженного, где находился Иисус, и омывает ноги Спасителя своими слезами, вытирает их своими волосами и умащает драгоценным маслом.
«Когда вечная любовь встречается с вечной ненавистью, происходит что-то невероятное, – размышляют верующие. – Женщина, не сказавшая ни слова, своим поступком говорит громче, чем предатель своими речами».
В храмах в последний раз до самой Троицы читают особую молитву преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Вечером многие приходят на исповедь, чтобы завтра причаститься.
День четвертый: последняя трапеза и начало пути на Голгофу
Великий четверг – один из наиболее насыщенных событиями дней. В церквях вспоминают сразу четыре ключевых момента: Тайную вечерю, на которой было установлено таинство Причастия; умовение ног учеников, когда Учитель преподал урок смирения; Гефсиманскую молитву, во время которой Иисус, предвидя страдания, просил: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия»; и, наконец, предательство Иуды.
В народе этот день называют Чистым четвергом. Считается, что к этому дню нужно закончить уборку дома и приготовления к празднику. Ранним утром принято умываться или купаться – символически смывая с себя все грехи.
В этот день хозяйки замешивают тесто для куличей и красят яйца. Даже те, кто не считает себя глубоко верующим, часто соблюдают эту традицию – сколько воспоминаний из детства связано с окрашиванием яиц луковой шелухой или наклеиванием ярких пасхальных наклеек!
Вечером в храмах служится особая служба «Двенадцати Евангелий» – одна из самых пронзительных в году. Верующие стоят с зажженными свечами, слушая о последних часах земной жизни Христа. После службы многие стараются донести горящую свечу до дома, чтобы осенить крестным знамением притолоку двери.
День пятый: время скорби и безмолвного созерцания
Великая пятница – самый строгий и скорбный день церковного года. Все богослужения посвящены воспоминанию крестных страданий и смерти Спасителя.
«Стоять у подножия Креста – вот задача верующего человека в этот день, – говорят священники. – Не в буквальном смысле, конечно, а в духовном – сопереживать, сострадать, молчаливо созерцать величину жертвы».
В храмах выносят плащаницу – особое изображение Христа, лежащего во гробе. Верующие подходят к ней, преклоняют колени и целуют изображение ран Спасителя. В этот день не совершается литургия – Церковь как бы замирает в оцепенении перед величиной произошедшего.
В народе этот день окружен множеством запретов – нельзя петь, громко разговаривать, смеяться, заниматься рукоделием или тяжелым физическим трудом. Многие верующие полностью воздерживаются от пищи до вечера.
День шестой: тишина перед бурей радости
Великая суббота – день погребения Христа и ожидания Его Воскресения. По преданию, после смерти душа Иисуса сошла в ад, чтобы вывести оттуда души всех праведников, ожидавших освобождения.
«Это день удивительного контраста, – объясняют богословы. – С одной стороны, скорбь о смерти и погребении Христа, с другой – предчувствие грядущей радости Воскресения».
Утром в храмах совершается особая литургия, во время которой священники переоблачаются из темных одежд в светлые. Это символизирует переход от печали к радости.
В этот день верующие приносят в храмы для освящения куличи, крашеные яйца и пасхи. Вокруг церквей выстраиваются длинные очереди людей с корзинками, накрытыми красивыми рушниками.
В Иерусалиме в храме Гроба Господня происходит схождение Благодатного огня – событие, которое православные считают чудом. Огонь развозят по всему миру, и во многих храмах пасхальное богослужение начинается именно с него.
Как соблюсти баланс между традициями и современной жизнью
Для современного человека соблюдение всех предписаний Страстной седмицы может казаться невыполнимой задачей. Какие предписания выполнить необходимо, а без каких можно обойтись?
Как питаться
Церковный устав предписывает в Страстную неделю самый строгий пост: первые три дня – сухоядение (хлеб, вода, сырые овощи и фрукты), в четверг разрешается горячая пища с маслом, в пятницу – полное воздержание от еды, в субботу – горячая пища без масла.
Но священники всегда напоминают, что устав писался для монахов, а обычным людям важно соблюдать меру:
«Пост – это не диета и не способ испытать силу воли. Его цель – освободить душу от власти телесных потребностей. Каждый должен определить для себя посильную меру поста, учитывая состояние здоровья и жизненные обстоятельства».
Многие верующие в эти дни отказываются от мясных и молочных продуктов, сладостей и алкоголя, стараются есть просто и немного, а освободившееся время и силы направляют на молитву и добрые дела.
Как посещать службы
Идеально, конечно, посетить все богослужения Страстной седмицы – они составляют удивительно красивый и глубокий цикл. Но что делать, если работа и семейные обязанности не позволяют проводить в храме по несколько часов каждый день?
«Лучше выбрать 1-2 службы и посетить их осознанно, чем формально отметиться на всех», – советуют опытные прихожане.
Особенно важными считаются вечер Великого четверга (служба Двенадцати Евангелий), день Великой пятницы (вынос плащаницы) и вечер Великой субботы, плавно переходящий в пасхальную ночь.
Если же посещение храма совсем невозможно, можно организовать домашнее молитвенное правило – читать Евангелие (особенно последние главы, где описываются страдания Христа), псалмы, молитвы.
Истинный смысл ограничений
Вокруг Страстной недели сложилось множество запретов и примет, некоторые из которых имеют мало общего с истинным смыслом этих дней.
Например, существуют поверья, что в Великую пятницу нельзя работать с землей, шить, стричься, петь, громко разговаривать. В Великую субботу запрещается работать по дому.
Священники объясняют, что все эти ограничения вторичны по отношению к главному – духовному настрою этих дней:
«Смысл не в том, чтобы механически соблюдать запреты, а в том, чтобы создать в душе особое состояние сосредоточенности и молитвы. Если человек не шумит и не веселится в Великую пятницу – это естественное выражение скорби о страданиях Христа, а не магический ритуал».
Зачем нужны эти традиции сегодня?
В наше время древние традиции Страстной седмицы могут показаться анахронизмом. Однако многие современные люди, даже те, кто не считает себя глубоко верующими, находят в них глубокий смысл и пользу для души.
«Страстная неделя – это как кнопка паузы в бешеном ритме современной жизни, – считает психолог Марина Соколова. – Она дает возможность остановиться, задуматься о вечных вопросах, о жизни и смерти, о жертвенности и предательстве, о страдании и его смысле. Эти темы актуальны для каждого человека, независимо от его веры».
Семь дней тишины и сосредоточения, семь шагов от мирской суеты к пониманию глубинного смысла бытия – вот что такое Страстная седмица в наши дни.
И, может быть, именно поэтому даже те, кто редко переступает порог храма в обычные дни, стремятся побывать там в эту особую неделю – чтобы прикоснуться к тайне, которая уже две тысячи лет волнует человеческие сердца.
Пройдя через испытания Страстной седмицы – будь то строгий пост, долгие службы или просто внутреннее сосредоточение и отказ от развлечений – человек с особой полнотой ощущает радость Пасхи, которая в этом году будет 20 апреля.