Радиотелескоп FAST
Это крупнейший в мире радиотелескоп, масштабы которого с момента старта строительства в 1994 году и по сей день никто так и не смог превзойти. Телескоп строили 22 года, вокруг создали целый город, населённый девятью тысячами строителей, и сейчас радиотелескоп диаметром полкилометра — самый технологически современный на планете с момента запуска в 2016 году.

FAST получает информацию из таких глубин космоса, которые даже трудно представить. Отражатели способны ловить сигналы за тысячи световых лет от Земли.
Самый быстрый в мире поезд
600 км/ч — вы представляете, что это такое? А вот китайские инженеры представляют, ведь они разработали и запустили суперпоезд, способный набирать такую скорость. Технология основывается на работе магнитной подвески: нет прямого контакта с рельсами, состав из десяти вагонов, каждый из которых вмещает свыше сотни пассажиров, буквально парит над путями.

Для понимания, преодолеть расстояние между Пекином и Шанхаем — а это больше тысячи километров — на таком поезде можно за 2,5 часа. Самолёт летит три часа.
Вообще, высокоскоростные поезда уже очень давно и очень сильно развиты в Китае, но эта модель не имеет никаких аналогов ни в самой Поднебесной, ни в других развитых странах.
Мост и тоннель через Янцзы

Это тоже уникальный (как и почти всё в нашей подборке) проект. Комплекс из моста и тоннеля связывает остров Чунминдао с материковой частью Шанхая. Общая длина — более 22 километров, из которых 16,6 — S-образный шестиполосный мост, а остальное — двухуровневый тоннель диаметром 15 метров.
Искусственная Луна
В провинции Чэнду к 2020 году планировали невероятный даже по описанию проект, но коронавирус внёс в него серьёзные коррективы прямо перед реализацией. В любом случае, представьте возможности страны, которая может запустить в космос искусственную Луну! Да-да, китайцы планировали дополнить настоящую Луну, чтобы полностью заменить все уличные фонари. Искусственный спутник предполагался быть в восемь раз ярче реальной Луны.

И да — это не просто разговоры: испытания активно проводились с 2018 года, причём вполне успешно. Правда, проект, по мнению экологов, мог значительно навредить животным, а также осложнить астрономические наблюдения.
Шанхайский всемирный финансовый центр

Шестой в числе высочайших небоскрёбов Юго-Восточной Азии уникален даже не высотой в 492 метра, а своей сейсмоустойчивостью: здание способно выдержать землетрясения магнитудой до семи баллов. Секрет в особой технологии при строительстве: каждый одиннадцатый этаж усилен дополнительным железобетонным каркасом и оборудован для укрытия людей. Кстати, почти на вершине небоскрёба находится самая высокая на континенте смотровая площадка.
Циндаоский мост

Самый длинный в мире надводный мост, который 42 с половиной километра тянется через залив Цзяочжоу. На мосту шесть полос, по которым каждый день проезжает более 30 000 машин. Конструкция держится на 5200 опорах и способна выдержать цунами, восьмибалльное землетрясение или столкновение с гигантским танкером.
Чжуннаньшаньский тоннель

Ещё один проект из разряда «самых»: длиннейший в мире автомобильный тоннель проходит сквозь горы Циньлин в провинции Шэньси. Длина каждой из двух веток — более 18 километров. Любопытно, что инженеры предусмотрительно добавили психологические просветы с имитацией неба и деревьев — чтобы люди не начинали паниковать в закрытом пространстве.
Полная электрификация общественного транспорта

Каждые пять недель в Китае на маршруты выходят 9500 новых электрических автобусов. Для понимания, примерно столько всех автобусов содержится в лондонском транспортном парке. В Китае работает 99% из всех электробусов в мире.
Шанхайская башня

Этот небоскрёб высотой 632 метра — высочайшее здание в Азии и одно из самых дорогих в мире: на строительство ушло больше 4 миллиардов долларов. Но возвели колоссальное помещение всего за 7 лет. Небоскрёб имеет спиралевидную форму, что не просто эффектно выглядит, но и обеспечивает невероятную устойчивость.
Парусный супертанкер New Aden

Инженеры китайской компании China Merchant Energy Shipping решили немного вернуться к технологиям прошлого и создали колоссальных размеров супертанкер, который ходит на четырёх 40-метровых парусах — это сокращает расход топлива почти на 10%. По сути, ему требуется меньше топлива, чем рыболовецким судам — относительно габаритов, конечно же.
Длина New Aden 333 метра, он перевозит сырую нефть.
Плавающая солнечная электростанция

Ещё одна «самая»: крупнейшая в мире плавучая солнечная электростанция подключена к энергосистеме китайской провинции Аньхой. Оно вырабатывает 40 мегаватт чистой энергии, и находится на вершине затопленного района добычи угля. Плавает, копит энергию, отдаёт её людям — настоящее чудо современной энергетики.
