Вылетел он после 13-00 мск с аэродрома Северный в Иваново. Рядом с аэродромом и городом много небольших сёл, так что очевидцы сразу заметили: что-то пошло не так. Самолет (и это видно на фото и видео, опубликованных в соцсетях) стал крениться вправо, вероятно, пытаясь развернуться обратно на взлётно-посадочную полосу.
Учебный полёт?
Один из двигателей на правом крыле уже пылал, огонь захватывал и крыло. Разворот у пилотов не получился, слишком малую высоту набрал тяжёлый Ил-76. Воздушное судно рухнуло в лесу у Богородского, за кладбищем.
Выехавшие пожарные потушили возгорание на месте падения самолёта. Первоначально сообщалось о том, что на борту были восемь членов экипажа и семь пассажиров. Однако позже сообщили о том, что погибших могло быть не 15, а 16 – вероятно, были незарегистрированные пассажиры.
Главной версией сразу стала техническая неисправность. На опубликованных в интернете видео пожар двигателя говорит сам за себя. Между тем, по информации ТГ-канала Baza, самолёт выполнял учебный полёт.
Интересны и показания очевидцев, сделанные до катастрофы. Рядом с аэродромом Северный есть частный сектор. Его жительница Мария Фролова в разговоре с «Известиями» заметила, что самолёт странно заводился и долго гудел перед взлётом.
По этим сведениям не исключёно, что почему-то экипаж не мог долго вывести двигатели на нужный режим работы. Однако в чём причина, придётся разбираться специальной комиссии, которую уже создало главное командование Военно-космических сил России.
Версии падения
Трагедия под Иваново затронула сразу несколько регионов России. Семьям погибших поможет, естественно, Ивановская область – это пообещал её глава Станислав Воскресенский. После стало известно, что экипаж состоял из пилотов с Оренбуржья и из Тверской области.
Если причиной авиакатастрофы стало возгорание, то главный вопрос заключается в том, что привело к нему. Эксперт в области безопасности полётов Алексей Власов заметил, что возможно несколько версий.
Это перегрузка двигателя в работе, ненормативный взлётный вес, нарушение правил эксплуатации судна. Возможно к каким-то из этих последствий привело некачественное техническое обслуживание на земле.
На видео и фото очевидцев видно, как на самолёте работает система пожаротушения, и вроде бы даже пламя удаётся сбить. Однако главный отечественный «авиагрузовик» всё равно упал.
Крупный пожар на самом двигателе и пилоне, который держит его на крыле опасен ещё и тем, что могут перегореть системы управляющие механизацией этого крыла – закрылками, предкрылками, спойлерами. Всё это пагубно сказывается на управляемости воздушным судном. Если огонь попал в топливную систему, всё может оказаться ещё хуже.
Она проходит по фюзеляжу самолёта, пожар может повредить другие системы управления. В таком случае самолёт и экипаж обречены.
Одна из современных модификаций Ил-76
В пользу подобной версии говорит то, что экипаж доложил о лопатках разлетающегося двигателя, которые повреждают другие системы.
Загадку катастрофы 12 марта ещё предстоит разгадать. Двигатель был по сути потушен, но работали ли остальные три? Советская военная техника разрабатывалась с двойным и тройным превышением требований к безопасности.
И четырёхдвигательный Ил-76 мог сесть и на одном работающем моторе, такие истории бывали. Если же один двигатель вспыхнул, а остальные (предположим) отказали, то это случай вопиющий.
Возможно, экипажу пришлось из-за риска возгорания всего самолёта перекрыть полностью топливоподачу. А для того, чтобы развернуться и сесть где-нибудь в поле просто не хватило высоты и места.
А по мнению члена общественного совета Ространснадзора Олега Смирнова, может быть задействован и человеческий фактор. Если один двигатель вышел из строя, но остальные действовали, то пилоты могли просто не сориентироваться в ситуации и принять неверные решения. Пока что версий могут быть десятки. Ими и займётся комиссия ВКС РФ.
Вторая катастрофа Ил-76 за год
Ил-76 был разработан ОКБ им С.В. Ильюшина в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Он предназначен как для перевозки грузов, так и для десантирования личного состава и военной техники на места боевых столкновений. Стал первым советским турбореактивным военно-транспортным самолётом. Может садиться и взлетать с грунтовых полос. Также может садиться на снежные полосы Арктики и Антарктики.
Из Ил-76 выгружают боевую машину десанта
Разработка ильюшинского КБ была удачной и за полвека было выпущено около тысячи таких самолётов. Более сотни сейчас используются в наших ВКС. Современные модификации машины способны брать на борт свыше 1000 десантников. Этим в том числе и обеспечивается востребованность машины в боевых конфликтах.
Обломки сбитого под Белгородом Ил-76
Как мы уже отметили, это не первая авиакатастрофа нашего Ил-76 в этом году. 24 января был предательски сбит ВСУ аналогичный транспортник, вёзший украинских военнопленных на обмен. Тогда погибли 74 человека, из которых 65 были пленными для обмена. Генштаб ВСУ заявил, что атака на самолёт была обоснованной, так как он якобы перевозил ЗРК. Однако подтвердить свои слова командование ВСУ не смогло.