Популярность Тихановской вспыхнула в 2020 году, аккурат перед президентскими выборами. Так получилось, что ее супруг был взят под арест, поэтому тихая на первый взгляд домохозяйка вдруг захотела встать на его место. И поставить страну «на дыбы» у нее получилось едва ли не за считанные дни. Сначала ЦИК Белоруссии без проблем пропустил ее документы.
Затем, по итогам выборов, она набрала 10%. При том, что по убеждению её сторонников это были все 90%. В итоге по стране прокатились масштабные протесты. Без труда можно было догадаться, кто за ними стоит. При том, что Тихановской на удивление дали спокойно выехать из Белоруссии.
Тихановская с мужем и детьми
Осела опальная домохозяйка в Литве, сформировав там что-то типа правительства в изгнании. В ЕС эту идею с удовольствием поддержали и стали финансировать проект, вливая в него десятки миллионов долларов. Колесница, как говорится, завертелась: лидеры стран союза стали активно встречаться с Тихановской, и старались максимально реалистично делать вид, что они общаются с реальным главой государства.
Но прошло 4 года, и политическая карьера восходящей звезды политики стала сходить на «нет». ЕС стал сокращать финансирование. Параллельно с этим Тихановская умудрилась рассориться не только с коллегами из белорусской оппозиции, но и с оппозиционными релокантами из России. Плюс ко всему, стало доставаться и от хваленой американской «демократической прессы», которая ещё вчера демонстративно выражала восхищение. Но что же произошло?
С самого начала Тихановская не торопилась делать громкие высказывания в сторону России и граждан. В пик протестов (которые имели весьма похожий сценарий, как и в других странах), а также сразу после эмиграции она давала ситуации весьма нейтральную оценку.
«Народы России и Белоруссии всегда были близкими соседями и друзьями», - заявляла Тихановская, утверждая, что борется только с Александром Лукашенко, и никогда не выступала против России.
«Пожалуйста, не верьте пропагандистским СМИ и политикам, утверждающим обратное», - заявила Тихановская в своем обращении к россиянам осенью 2020 года.
После начала СВО риторика общественницы стала вдруг резко меняться. Стоит отметить, что в белорусской оппозиции весьма сильными оказались взгляды националистического характера. А ведь именно такие люди и стали активно вербоваться украинским режимом, так остро нуждающемся в «пушечном мясе».
За укронацистов вышел воевать «полк имени Кастуся Калиновского», а также другие формирования, созданные из белорусских «единомышленников». И поведение Тихановской в тот момент казалось странным и неопределенным, словно она ждала команды, как себя вести.
Со временем этот так называемый «полк» стал вести свою политику и пытаться отправить в Европу своих эмиссаров. Тихановская запереживала и попробовала побороться за бренд Калиновского, польского революционера, ставший со временем иконой белорусских националистов-дерусификаторов. Она даже поучаствовала в прошлогодней конференции Калиновского, которая прошла не где-нибудь, а в Конгрессе США.
«Судьбы Беларуси и Украины взаимосвязаны. Победа Украины даст Беларуси возможность свободы», - вот как Тихановская обозначила тогда свою позицию.
Любитель «несчастных» домохозяек и жен оппозиционеров Джо Байден и Светлана Тихановская. Фото: DW
Совсем скоро оппозиционерка и вовсе «переобулась», и демонстративно заговорила о принципиальной разнице между белорусами и россиянами. В частности, по ее словам, россиянами овладели имперские амбиции, что говорит о том, что россияне – плохие. А вот что касается Путина, то его можно назвать легитимным президентом, так как он смог заручиться поддержкой большинства.
При этом белорусов она назвала светлыми эльфами, которые и своего президента не поддерживают, да и вообще могли бы давно стать свободными, если бы не коварный сосед. Все эти пространные заявления вызвали массу недоумения даже среди оппозиционеров.
«Тупой нацистский трэш», - так описывали Тихановскую в то время.
Фото: DW
Денежный вопрос вконец испортил отношения с оппозиционерами. За 4 года на Тихановскую было потрачено порядка 100 млн евро. От этого смачного пирога оппозиционным СМИ и некоторым белорусским блогерам вместо обещанных хороших гонораров доставались крохи.
Со временем все более очевидно стали охлаждаться отношения Тихановской с коллективным западом. И в качестве доказательства этого в The New York Times вышла статья, авторы которой обвинили ее во вранье и неэффективности, а также назвали «самозваным национальным лидером».
После этого денег в закромах самозванки серьезно поубавилось, что и ощутили белорусские журналисты, оторванные от финансовых потоков. В итоге митинги стали проходить уже не против Лукашенко, а против самой Тихановской, которую и вовсе назвали агентом президента Белорусии.
Вот так и мечется Тихановская – от нацистов к оппозиционерам и обратно. А тем временем в Белоруссии, президентом которой она пыталась стать, до сих пор исправляют ситуацию. В частности, проходят суды по ее делу.
К примеру, 10 сентября Верховный суд принял решение оставить в силе заочный приговор, ранее был вынесенный в отношении одного из её советников, который был обвинен в экстремизме и насильственном захвате власти. Он должен приговор в виде 20 лет тюрьмы и штрафа, но находится за пределами Белоруссии.