Свое видение на ситуацию 1998 года и ее проекцию на современные реалии озвучил известный российский экономист Михаил Хазин в интервью с радиостанцией «Говорит Москва». Главное, как отметил эксперт, это то, что, несмотря на глобальный коллапс всей финансовой системы молодой России, который произошел в августе 1998 года, и вопреки всем прогнозам пессимистов, отечественная экономика весьма быстро восстановилась.
Об этой тенденции, как отметил Хазин, свидетельствовал экономический рост, который начался в стране уже в последние месяцы этого же года.
Дефолт 1998 года ощутили практически все слои населения. Это был период выживания
Еще одна положительная тенденция, начало которой было зафиксировано именно в 1998 году, аккурат после дефолта – это так называемый «сырьевой суперцикл», который длился целое десятилетие, вплоть до 2008 года.
Главное событие этого периода состояло в том, что именно в это время произошел годовой прирост ВВП, который в среднем достиг 7%. Как подчеркнул экономист, такие цифры стали весьма неожиданно внушительным показателем для страны, еще вчера безнадежно лежавшей «в руинах».
Михаил Хазин пояснил, что причина столь оперативного перехода от экономической катастрофы к бурному росту во многом связана именно с личным решением, которое принял первый президент России Борис Ельцин.
Суть этого, хоть и рискового, но верного шага, состояла в том, что Ельцин смог найти и расставить на основополагающие позиции в правительстве более компетентных и понимающих ситуацию людей. Благодаря этому получилось направить ситуацию в единственно правильное русло.
После того, как Ельцин (слева) ушел в отставку Примаков (справа) оставался консультантом Путина «по деликатным вопросам»
Так, после дефолта 1998 года Ельцин принял решение сделать премьер-министром Евгения Примакова, а во главу Центробанка поставить Виктора Геращенко. За счет этой связки, как подчеркивает экономист Хазин, экономика России смогла пойти по пути весьма внушительных темпов восстановления, и для многих это стало поистине огромным удивлением.
Проще говоря, в этот раз Ельцин, собрав лучшие кадры, как глава государства, свою миссию выполнил. Но решится ли Путин на аналогичный шаг с главой регулятора?
Так или иначе, но невольно возникает предположение о повторении Путиным опыта своего предшественника. Вполне себе наглядный пример того, как можно обойти кризисную ситуацию, ну, или как минимум, попытаться это сделать.
Путин и Ельцин: кресло сдал – кресло принял
Вот и экономист Хазин не исключает, что в сегодняшней, уже современной истории, Владимир Путин может повторить успешный опыт Ельцина. По прогнозам эксперта, президент России может решиться на резкую смену экономической политики уже в августе 2024 года.
Рассуждая о текущей ситуации, аналитик пояснил, что на данный момент одна из основных задач, которую решает Путин со своей командой, связана с переводом отечественной экономики «на рельсы скорейшего проведения в стране новой масштабной индустриализации».
Эксперты уверены: знаковые перемены в экономической политике страны могут начаться с громких отставок в либеральном блоке правительства. Это будет непростой, но такой необходимый шаг президента
Почему именно этот шаг? Да потому, что это едва ли не единственная мера, которая способна сохранить самообладание России в условиях невероятного количества западных санкций, список которых обновляется едва ли не ежедневно.
Хазин поясняет, что рано или поздно, но России придётся столкнуться с сокращением возможностей по зарубежным закупкам больших объемов разнообразных нужных товаров народного потребления (а про продукцию двойного назначения вообще отдельный разговор).
«Всё, что нам необходимо, нам придётся начать производить непосредственно внутри своей собственной страны», – резюмирует Хазин.
Экономист Хазин не исключает, что Путин сменит главу ЦБ РФ. И это станет сигналом знаковых изменений в российской экономической политике
В итоге, чтобы эти намерения удалось реализовать на практике, в России необходимо будет реализовать сотни проектов, связанных со строительством новых предприятий и модернизацией уже существующих.
«Добиться этой цели без проведения широкой и всеобъемлющей индустриализации фактически невозможно», – подчеркивает аналитик, отмечая, что Путин это хорошо осознает.
То есть, все эти рассуждения сводятся к тому, что Путин реально может если не досконально, то очень приближенно повторить августовское решение Ельцина, а именно встать на путь резкой перестройки российской экономики, да и вообще всей финансовой системы.
Есть ли риски? Безусловно. Возможен ли обвал? Конечно. Справится ли с ним Путин? Без сомнения. На примере перестройки в Минобороны мы видим, как может кардинально действовать глава государства.