Оно выявило вполне себе тревожные тенденции в сфере финансовой подготовки россиян к старости. Попросту говоря, большинство наших сограждан не делают никаких накоплений на этот период своей жизни.
Молодёжь развернулась
Исследователи изучили мнения на этот счёт у двух тысяч человек. Возраст: от 25 до 45 лет. Три четверти из них – горожане, четверть – жители сёл.
Из опрошенных около половины – 43% - надеются на пенсию от государства. Четверть имеет свои накопления, некоторые хранят их в НПФ.
Молодые люди меняют предпочтения
Аналитика выявила резкий рост «государственнических» настроений среди молодёжи, в 4,5 раза. Если четыре года назад в аналогичном опросе лишь одна десятая от всех опрошенных молодых людей полагалась в этом вопросе на государство, то сейчас уже – 44%. Отметим, под молодёжью подразумеваются граждане до 34 лет.
Не менее странным образом в два с лишним раза снизилось число молодых людей, которые рассчитывают жить в старости на личные сбережения. В 2021-м их было две трети, сейчас – 26%.
Биржа и ценные бумаги – «не наш метод»
Большая же часть опрошенных надеется на помощь родственников и детей в старости. Лишь 45% изучают возможность создания своих накоплений при помощи биржевых и банковских инструментов.
Одна десятая респондентов полагается на корпоративные пенсионные программы. Почти столько же хотят купить инвестиционную недвижимость и сдавать её в старости, имея себе на кусок хлеба с маслом.
Лишь 3% намерены обогащаться в преклонном возрасте благодаря ценным бумагам. 2% готовы использовать накопительное страхование.
Исследование показало, что респонденты с высшим образованием более реалистичны в оценке возможностей государственных пенсий обеспечить безбедную старость. Но и среди них невелик процент тех, кто самостоятельно копит или вкладывается в свою старость.
При этом: тех, кто бы хотел быть обеспеченным в преклонном возрасте – 99% от всех опрошенных в данном проекте. Такой вот зазор.
Хотелки пока нереалистичны
Ныне россияне считают желаемым размером пенсии сумму в 110 тыс. рублей. Однако, чтобы иметь такую выплату, следует накопить 639 пенсионных баллов.
Чтобы в свою очередь накопить такое число баллов, нужно иметь зарплату в 230 тыс. рублей в течение более 60 лет. Не все до такого возраста и доживают, чего уж тут говорить.
Намёк тем, кто раздумывает о безбедной старости в молодости: эта жизнь не для глупых и ленивых
Понятно, что такие ожидания нереалистичны в нынешней России. Интуитивно люди это понимают, отсюда и заявления о надежде в старости на детей и родственников.
А причиной отсутствия сбережений на старость у подавляющего числа наших соотечественников является сохраняющаяся латентная бедность. Её весьма сложно уловить статистическим методами, и далеко не всегда политики обращают на неё внимание.
Анатомия реальной России
Вот, для примера. Условная провинциальная (не столичная) среднестатистическая семья из 30-летних папы и мамы с 5-летним ребёнком. Доход каждого из них – 35 тыс. рублей, опять же условный, но вполне соответствующий реалиям не самой бедной российской глубинки.
Если у них нет нужды снимать жильё (повезло), то значительная доля доходов уходит на ребёнка. Особенно не отложишь, если только ситуативно, на короткие цели (купить бытовую технику, новую одежду и т.п.).
Более того. Через пару лет оба наших замечательных примера, мужчина и женщина, столкнутся с необходимостью расти по карьерной лестнице. Ребёнок пойдёт в школу, траты могут вырасти, нужно будет авто и так далее. Плюс копить им всё-таки придётся. Но не на свою старость, а на профобразование для подрастающего отпрыска.
И это только одна семья, с одним ребёнком. Если им помогают родители – счастье! И так живут десятки миллионов в России. Их нельзя назвать бедными: они могут отдыхать даже за рубежом, хоть и не каждый год, иметь дачу, авто. Однако «денежный поток» уходит на то, что указано выше. Что уж говорить о тех, кто имеет меньшие месячные доходы!
Узкие горизонты
Из этой зарисовки понятны и следующие показатели, других исследований. НИУ ВШЭ на сведениях Национального исследования старшего поколения (НИСП) отметил:
«Жители имеют весьма узкий горизонт денежного планирования».
Непростое это дело - финансовое планирование...
Свыше половины обследованных старше 50 лет «прогнозируют» свои затраты и сбережения лишь на несколько месяцев вперёд. Тех, кто ставит себе «денежные» цели на 10 лет – менее одной пятой.
Это не мешает нашим соотечественникам ставить себе амбициозные цели. Они хотят, по данным ВШЭ, накопить на покупку жилья себе на старость или детям и внукам. Ещё одна цель – накопить сбережения на старость.
И каким образом их расширить?
Отметим, так сказать, общие положения. С начавшегося года для начисления страховой пенсии следует «накопить» не менее 15 лет стажа и 30 пенсионных баллов. Через три года завершается переходный период, когда возраст выхода на пенсию составит 65 лет для мужчин и 60 – для женщин.
Дума - думает. Но для того, чтобы выйти из исторических ловушек 1980-90-х, России требуется время
В общем и целом: вопрос о пенсиях, сбережениях и прочем, есть вопрос о национальном благосостоянии России. Думается, наше Правительство особо обратит внимание и на этот сектор. Но прежде нужно завершить СВО.
Всё вышесказанное не отменяет для граждан необходимости задумываться о жизни на старости уже сейчас. И самое умное – менять устаревшие модели поведения.