ЧС федерального масштаба
Это был вечер апрельской пятницы, когда по всем новостным каналам разнеслась новость о прорыве дамбы возле Орска. Потом события накатывали, словно волна за волной. Стихия продолжала делать бреши в земляной насыпи, призванной защитить десятки тысяч людей от ее разгула, уровень поднимался все выше. Прорыв дамбы был зафиксирован у поселков Лесоторговый, Никель, а также у села Кваркено.
Затопленный Орск
В понедельник уровень воды в Урале достиг 900 см. И не думал останавливаться. В среду утром этот показатель достиг уже 978 см. А в Сакмаре 813 см. К сожалению, это еще не пик паводков, предупреждают экстренные службы.
Вода движется с огромной силой, снося все на своем пути: дома, деревья, машины.
На сегодняшний момент уже затоплено почти две с половиной тысячи приусадебных участков и почти две тысячи домовладений.
Стихия добралась и до столицы региона. Началась эвакуация.
Фото: РИА Новости / Владимир Астапкович
К счастью, пока что обходится без жертв. Во всяком случае, погибших именно в результате затопления нет. Но эпидемиологическая ситуация вызывает тревогу. С 5 апреля в Орске было зафиксировано 27 случаев кишечной инфекции. И кто знает, какие еще болезни с собой принесла вырвавшаяся на свободу река, несущая мутные воды?
Никогда такого не было... Реально не было
Старожилы говорят, что подобное на их памяти впервые. Конечно, по весне Большая вода и раньше приходила к порогам людских домов, но чтобы так?
Эвакуация людей
Фото: РИА Новости / Владимир Астапкович
Стоит отдать орчанам и всем жителям области должное: перед лицом общей беды они сплотились. Помогают друг другу выбраться из уходящих под воду домов. Те, до кого стихия не добралась, набирают и развозят нуждающимся воду. Добровольцы на лодках курсируют между затопленными домами, спасают домашних животных, которых оставили хозяева. С кошками и собаками проще: напуганные, промокшие хвостики сами идут в руки к людям, лезут в лодки, трясясь от ужаса. Больше проблем возникает со всякими коровами, свиньями и им подобным. Приходится искать веревки, тащить к суше на буксире.
Потом во весь рост встает вопрос: куда деть спасенышей? Еды на всех не хватает. К счастью, находятся неравнодушные люди, забирают к себе или хотя бы делятся той провизией, что есть.
Эвакуируют не только людей, но и животных
Но не только животные остались в затопленных районах. Людей здесь тоже немало. По большей части это пенсионеры, которые отказываются покидать дома, опасаясь мародеров. Увы, среди местных все-таки нашлись шакалы, готовые поживиться за счет чужого несчастья.
А потому некоторые люди не решаются на эвакуацию, остаются в своих домах, без света и воды. Им волонтеры и МЧС на лодках регулярно подвозят гуманитарную помощь.
Дешевые дамбы, богатые клумбы
Еще в 60-х годах коммунисты, вроде бы, планировали делать дамбу, но почему-то эта идея так и осталась висеть в воздухе. Зато в 2010 году власти все же сподобились провести необходимые работы. На возведение дамбы было выделено почти миллиард рублей.
Фото: орск.ру
За ходом строительства жители Орска наблюдали своими глазами. Занятное было зрелище: машина камня, три машины глины… Ну и несколько «проезжающих мимо».
Худо-бедно сделали, так что население смогло вздохнуть с облегчением. Однако местные довольно быстро заподозрили неладное.
Telegram-канал Mash опубликовал интересные кадры, которые еще 11 лет назад сделал спутник. На них попала новая дамба во всей ее «красе»: следы от потеков талых вод на стенах, эрозия почвы. Даже далекому от строительной темы человеку становится понятно, что это хлипкое сооружение развалится не сегодня, так завтра.
Кстати, грызуны, на которых строитель сооружения взвалил тяжкое бремя вины за его разрушение, в кадр не попали. Стеснительные зверьки оказались.
Может, дамба продержалась бы дольше, но за последние годы финансирование обслуживания сократились почти в два раза: с 2,7 млн рублей до 1,6 млн рублей. За ее состоянием следили два человека. И это при том, что стоимость обслуживания клумбы на одной из развязок Оренбурга бюджету обходится в 4,1 млн рублей, а уход за цветниками рядом с администрацией в 268 миллионов рублей.
Парад неудобных вопросов
5 апреля тонкое место ожидаемо прорвалось. Глава МЧС Александр Куренков объявил, что в возникших проблемах жители Орска виноваты сами. Их же предупреждали!
Александр Куренков
«Эвакуация была объявлена неделю назад! Люди не принимали решения, они думали, что это шутки какие-то. Здесь шуток нет, вы сами видите, мы одного человека вот сейчас спасали около 30 минут», - возмущался в прямом эфире главный спасатель страны.
Не красавчик, прямо скажем.
Как и мэр Орска Василий Козупица, который 3 апреля клятвенно заверил взволнованных жителей, что нет повода для паники, дамба безусловно выдержит и эвакуироваться никуда не надо. Как видите не угадал.
Оставшиеся без домов и средств к существованию жители Орска, который принял на себя основной удар стихии, решили прямым текстом спросить у региональных властей, как же так получилось? Почему многомиллионные вливания в дамбу смыло талой водой вместе с их домами? И кого винить в произошедшем? Уж точно не матушку-природу.
Но разговор с главой региона не задался с самого начала. Инициативную группу, которая пришла к губернатору за ответами на вопросы, Денис Паслер едва ли не с порога в приказном порядке предупредил: «Телефоны уберите и съемки не ведите».
Денис Паслер на встрече с жителями Орска
Сам диалог велся на повышенных тонах. Одна из жительниц Орска возмутилась по поводу того, что почти миллиард рублей, выделенный на строительство дамб, был попросту разворован. В итоге жители вынуждены «кланяться и просить» помощи у администрации.
Ответ на это заявление был резким:
«Я просил мне кланяться?»
Потом глава региона объяснил, что дамбу строил не он, во всем виновата стихия, да и вообще – не это главное в данной ситуации.
Тогда что же главное?
А главное, как оказалось, единственный за пять лет отпуск, который губернатор взял, а теперь вынужден прервать.
На той же встрече выступила еще какая-то дама из администрации, которая «успокоила» оставшихся без крыши над головой людей заверением, что она тоже лишилась своего дома:
«Так что не надо, орчане, говорить, что вы здесь самые пострадавшие».
Спору нет: люди, которые в один миг остались без своего нажитого имущества, сейчас взвинчены. И неспособность власти налаживать контакт с населением, а также всплывающие на поверхность Урала нечистые делишки местных чинов, лишь накаляют ситуацию.