Авантюрист-мечтатель
Директор «Комбинации» - популярнейшей в новой России женской музыкальной группы, стал, пожалуй, одним из первых представителей эстрады, чья жизнь оборвалась насильно. 5 марта 1993 года 30-летний Александр Шишинин, как обычно, развез своих девчонок после концерта по домам и направился к себе – на улицу Металлургов. Примерно в 20:00 мужчина вошел в свой подъезд…
По версии следствия, убийца нанес ему профессиональный удар заточкой в живот, после чего скрылся. Смертельно раненого Александра обнаружили певица Светлана Кашина и гитаристка Елена Молчанова, снимавшие соседние квартиры. Следствие тогда вышло на известного продюсера, телеведущего, впоследствии депутата Госдумы Сергея Лисовского, но доказать его причастность не получилось.
По одной из версий, Шишинин погиб из-за нежелания делиться заработками своей группы с бандитами. По другой – это была месть за его деятельность на прежнем месте работы. До того, как в конце 80-х он оказался в мире тогда еще советской эстрады, Александр работал оперуполномоченным ОБХСС.
Александр Шишинин и группа «Комбинация»
Не исключался и мотив ревности: Шишинин был хорош собой, вокруг него всегда вертелось множество девушек, в том числе подруг криминальных авторитетов. Поговаривали также, что директор «Комбинации» был игроком, а вот карточные долги, которые, как известно, дело святое, отдавал неохотно. Убийство продюсера не раскрыто до сих пор.
По словам заслуженной артистки России Алёны Апиной, начинавшей свою карьеру в «Комбинации», Шишинин был авантюристом, правда, в самом положительном смысле этого слова. Ведь чтобы записать первый альбом и привезти группу из Саратова в Москву, ему пришлось продать собственный автомобиль.
«Саша не был таким романтичным солнечным ветродуем, которому всё летело в руки, - рассказывала в одном из интервью певица. – Да, он верил в свою мечту. Но всё это было тщательно продумано: он искал нужные знакомства и понимал, что без них ничего не получится. Он осознавал, что всё стоит денег, и играл ва-банк, борясь за нас».
Узнав об убийстве своего директора, по воспоминаниям Апиной, они тогда собрались в квартире, напились до «поросячьего визга» и рыдали в голос.
Никита Кологривый в роли продюсера Шишинина
Кстати, в недавнем нашумевшем сериале о судьбе легендарной группы образ Александра Шишинина примерил на себе известный актер Никита Кологривый. По его словам, в начале проекта герой воспринимался им как очень открытый человек, который вопреки условиям и среде мечтал о чем-то, казалось, невозможном. Затем же он стал жестче, у него появились организаторские способности.
«Он очень смелый, многогранный персонаж. Я хочу быть похожим на него – это нас и связывает», - признался в интервью после недавней премьеры Кологривый.
Деньги куры не клевали!
Одно время в обществе распространялись слухи, что представители российского шоу-бизнеса, особенно, на заре его развития, зарабатывали баснословные деньги, которые могли помещаться лишь в мешках и сумках. Буквально в роскоши купались такие продюсеры как Юрий Айзеншпис, Бари Алибасов и Андрей Разин. Их артистам доставалось гораздо меньше, несмотря на то, что именно они зарабатывали, однако певцы новой России отнюдь не бедствовали.
Продюсер Юрий Айзеншпис и его воспитанник Влад Сташевский
Однажды популярный исполнитель Женя Белоусов признался, что еще с конца 80-х каждый стадионный концерт приносил ему лично не менее 20 тыс. рублей, на которые он спокойно мог купить две-три машины. Однако Белоусов вложил свои накопления в бизнес.
К сожалению, он умер от тяжелой болезни в 33 года. И это, как считают многие, знавшие его лично, «спасло» певца от расправы. Ведь он тоже, по их словам, был связан с криминальным миром. Его якобы использовали как «зиц-председателя», чтобы под его прикрытием проворачивать свои незаконные делишки.
«Тогда повсюду процветал рэкет, - в интервью «Комсомолке» рассказал Валерий Юрин, первый солист культовой группы «На-на». – В каждый город за нашими деньгами приезжали специальные люди, которые снимали кассу еще до начала концерта, и отвозили всю сумму Алибасову в Москву».
Одно из первых появлений группы «На-на» на телевидении (первый состав, 1989 год).
По словам Ромы Жукова, экс-участника группы «Мираж», исполнителя «нетленного» хита «Я люблю вас, девочки», ему пришлось в свое время даже нанять помощника, который возил за ним на гастролях чемодан с деньгами, а когда тот заполнялся, перемещал содержимое в обширный мешок.
«Естественно, если ты возвращаешься с такими деньжищами в Москву, какие-нибудь братки об этом узнают, - признавался позже Жуков. - Но у нас тоже своя «разведка» была. Перед вылетом домой нам сообщали, мол, в Домодедово вас уже караулят на пяти машинах столько-то бойцов... И мы тут же меняли билеты на прилет в аэропорт Быково, к примеру».
Москвы-реки хватит на всех…
Криминальный мир начал раздел шоу-бизнеса, как только он занял место трогательной и «непорочной» советской эстрады. Первыми, по словам бывшего оперативника московского РУБОПа Михаила Игнатова, за него взялись представители «солнцевской» группировки.
Михаилу Игнатову пришлось лично столкнуться с криминальным беспределом 90-х
Они предлагали артистам «крышевание», помогали разруливать недоразумения на гастролях взамен финансовой «благодарности». Однако это касалось молодых, правда, уже популярных артистов, собиравших стадионы. Мастодонтов сцены, таких как Лещенко, Толкунова, Кобзон и Пьеха, криминальный мир уважал и «со своими услугами не лез».
Впрочем, не только «авторитеты» запугивали продюсеров и их подопечных, но и сами продюсеры, особенно считавшие себя крутыми, могли позволить лишнего. Так, однажды Юрий Айзеншпис подошел к музыкальному обозревателю газеты «Аргументы и факты» Владимиру Полупанову и на полном серьезе предупредил, мол, «если напишешь хотя бы одну гадость о ком-то из моих ребят, твою голову найдут в Москве-реке».
В апреле 1994 года было совершено покушение на одного из самых состоятельных деятелей российского шоу-бизнеса, как считалось в богемной среде, - певца и композитора Владимира Мигулю. Неизвестные взорвали автомобиль автора песен «Поговори со мною, мама», «Трава у дома», «Земляничная поляна», «Доброта», «Домик на окраине» и многих других.
Дуэт Владимира Мигули и Валентины Толкуновой
Водитель тогда погиб, а сам артист получил тяжелые травмы, которые спровоцировали впоследствии неизлечимое заболевание. Мигуля умер через два года в возрасте 50 лет, будучи прикованным к постели. После его смерти выяснилось, что никакими несметными сокровищами он не обладал.
Да, Мигуля мечтал о продюсерской деятельности, хотел помогать молодым талантам, но особых средств на это у него не было. Однако кто-то разнес по Москве, что он «подпольный миллионер», этим заинтересовался криминальный мир. Итог был весьма плачевен: перед взрывом машины Владимиру и его семье неоднократно угрожали, поджигали дверь квартиры.
Вдова композитора Марина до сих пор уверена - в первую очередь покушение связано с офисным зданием на Арбате, которое арендовал ее супруг. Одновременно с этим на помещение якобы «положили глаз» столичные бандиты, но Мигуля уступать не пожелал. Как бы то ни было, прославленный певец и композитор стал еще одной жертвой криминального беспредела, который творился в Москве до начала «нулевых». Такие вот истории из лихих 90-х…