5 декабря клуб 2009 года клуб «Хромая лошадь» обещал всем жителям грандиозную сказочную вечеринку в честь 8 дня рождения заведения. В развлекательной программе были анонсированы пир горой и зажигательное шоу с участием иностранных артистов.
В назначенный день и час более трехсот пермяков собрались в зале клуба. Заявленная организаторами вечеринка действительно получилась зажигательной и достигла своего апогея ровно в полночь.
Один, два, три... На счет восемь (именно столько лет исполнилось «Хромой лошади») в самом центре зала раздались залпы салюта, последний из них поставил финальную точку в празднике: выстрелил в потолок.
А дальше начался самый настоящий ад: считанные доли секунд и заполыхали ярким пламенем декорации и обшивка, все помещение наполнилось едким дымом. Ведущий сохранял олимпийское спокойствие и ровным голосом предлагал гостям покинуть зал. Но не тут то было!
Сначала участники не сразу поняли, что начался пожар, а потому собирались неторопливо. Едва только погас свет, люди запаниковали. Бросились искать пути спасения, но не всем это удалось: окна в заведении оказались заколоченными, половина входной двери оказалась запертой, а запасной выход заблокировали горы мусора.
От продуктов горения люди падали в обморок и их тела пожирало пламя, но владелец заведения Анатолий Зак помогать своим гостям не стал. Мужчине удалось разбить одно из окон, он спешно покинул место трагедии, приехал домой, собрал чемодан, прыгнул в автомобиль и помчался к екатеринбургскому аэропорту Кольцово, чтобы любым рейсом покинуть страну.
Покинуть Россию Заку не удалось, его поймали на трассе. Несколько позже он предстанет перед судом на скамье подсудимых вместе еще с семерыми обвиняемыми.
Пока бизнесмен пытался бежать, пермяков охватило всеобщее горе.
«Боже, она же не собиралась идти туда! Никогда не ходила по ночным клубам. Светочка, ну как же нам теперь жить!», — судорожно причитает одна из женщин, потерявших при пожаре свою дочь.
Рыдания, молитвы, замершие в ожидании позы, обреченные взгляды в сторону... Процедура опознания тел погибших заняла более суток. Возле Центрального морга Перми собралась тысячная толпа. Казалось, что каждый из пермяков считал своим долгом поддержать страдающего от неизвестности соседа.
Атмосфера взаимопомощи царила и медицинских учреждениях, в которые доставляли пострадавших. Люди шепотом обсуждали последствия трагедии, но практически никто не плакал, поскольку понимал, что у их близких и друзей есть шансы выжить.
«Но все вели себя достойно. Никто не позволял себе некорректных высказываний. Злобы не было. Были отчаяние, безысходность и боль. Боль буквально висела в воздухе», — вспоминает психолог Ольга Коротина-Гессе.
Всего пожар в «Хромой лошади» унес жизни 158 человек, пострадали десятки пермяков.
Следствие по делу возгорания в ночном клубе длилось меньше года, суд начался осенью 2010-го, а обвинительный приговор был вынесен почти через три года.
Все подсудимые были признаны виновными и, в зависимости от своей степени участия в происшествии, получили разные сроки наказания. Больше всего досталось владельцу заведения Анатолию Заку, он получил 9 лет и 10 месяцев колонии, арт-директор Олег Феткулов приговорен к 6 годам заключения, исполнительный директор Светлана Ефремова к 4.
Наказал закон не только руководство увеселительного заведения: Сергей Дербенев и его сын Игорь, отвечавшие за поставку и организацию салюта, получили 5 лет и 4 года 10 месяцев заключения соответственно.
«Конструкция кафе исключала возможность эвакуации людей вне зависимости от их возраста», — заявил судья во время оглашения приговора.
Наказание получили и инспекторы Госпожнадзора, которые зная, что в заведении нет эвакуационных выходов, разрешили ему работать. Отметим, что свою вину признали только Феткулов и Ефремова, остальные ограничились словами соболезнования.
Согласно решению суда, все фигуранты дела были обязаны выплатить компенсации пострадавшим и близким погибших во время пожара. Суммы выплат были назначены разные: от 50 тысяч за легкий вред здоровью до 1,5 млн за каждого погибшего.
Лишь трое из виновных полностью выполнили свои финансовые обязательства. Арестованное в России у Зака имущество, оцененное в 150 млн рублей, пошло в счет уплаты компенсаций. За пожарных инспекторов Рослякова и Прокопьеву расплатилось государство.
«Какое-то время мы получали от виновников жалкие копейки. Было горько и смешно, когда пикали эсэмэски в телефоне: 52 копейки, рубль двадцать, пять рублей. А в последние год-полтора вообще не было никаких поступлений», — говорили пострадавшие в 2019 году.
Сегодня все виновные в трагедии дышат полной грудью. Так, владелец пиротехнической фирмы 9 лет назад вышел на свободу по амнистии и продолжил заниматься прежним бизнесом. Остальные фигуранты сейчас живут и работают в Перми.
Анатолию Заку, владельцу клуба, повезло: за один день, который он провел в СИЗО, ему посчитали 1,5 дня в колонии. Так что его свобода была ограничена на 8 лет и 9 месяцев. Сразу после освобождения он уехал поправлять здоровье в Израиль.