Кто «полезет в бутылку» ради Баку?
Если кто-то думает, что Азербайджан при Ильхаме Алиеве считает себя союзником России, как это было во времена его легендарного отца, глубоко ошибается. Максимум, на какие отношения с Москвой согласен Баку, это статус «прагматично сотрудничающего с Россией государства».
По мере того, как Азербайджан доводил любую конфликтную ситуацию с нашей страной до последней степени крайности, мы наблюдали, что это «прагматичное сотрудничество» переходило в «прагматичное противостояние».
«Это связано с тем, что Алиев опасается усиления России, - считает Ростислав Ищенко, политический обозреватель. - Он понимает, что может бороться с ней только до тех пор, пока у России связаны руки на Украине, а там дело идет к концу. Будет Европа воевать с Россией, а если будет, то когда - никому неизвестно. И если Россия усилится в Закавказье, Азербайджан окажется в тисках».
На юге республика граничит с недружественным Ираном, который открыто поддерживает Армению. Учитывая, что во время недавнего ирано-израильского конфликта Баку разрешал пролет в своем воздушном пространстве американской и израильской авиации, Тегеран вряд ли это забудет. При этом не стоит забывать, что в состав этой исламской республики входит Южный Азербайджан.

Отношения напряженные, но без диалога никуда (на фото Алиев и бывший иранский президент Раиси)
Поэтому если Ирану удастся договориться с Россией, Алиеву явно не поздоровится. Одна надежда на Турцию, которая давно играет серьезную роль и во внешней, и во внутренней политике Азербайджана. Пойдет ли Эрдоган на усложнение отношений с Путиным – большой вопрос. А тут еще и Ереван…
«Рассчитывать на то, что в Армении будет вечно править Пашинян, тоже не приходится. Там вполне могут прийти к власти реваншисты, которые снова будут ставить вопрос о Карабахе и антиазербайджанских союзах, - в беседе с изданием «Украина.ру» пояснил Ищенко. - Грузия в отношении России сейчас настроена благоприятно. В Средней Азии тоже есть свои опасения по поводу усиления России, но «лезть в бутылку» ради Азербайджана там никто не будет».
Кто первый встал, того и тапки…
Если Баку желает реализовывать свои интересы, в том числе по соединению Средней Азии с Турцией посредством Зангезурского коридора, то это можно сделать только пока Россия занята украинским вопросом. Видимо, поэтому Азербайджан активно ищет поддержку государств, которые конкурируют с нашей страной. Для этого ему приходится демонстрировать, что он «не рад ее активности в Закавказье», убежден политический обозреватель.

Азербайджан все чаще надеется на Турцию...
Впрочем, рассчитывать на то, что заграница, как говаривал Остап Бендер, нам поможет, не приходится. Ведь в отличие от той же Украины, которой Алиев давно оказывает посильную помощь, несмотря на совершенно противоположную позицию Москвы, Азербайджан не предлагает Западу стать прокси. Наоборот, сам пытается использовать Европу в этом качестве.
Коллективный Запад, меж тем, совсем не торопится «заключать в объятья» Алиева и его окружение. Вот и приходится делать ставку на региональную нестабильность, рассчитывая, видимо, на то, что удастся балансировать между различными игроками и сохранить в итоге абсолютный суверенитет.
В данном контексте не лишним будет вновь вспомнить про Иран, уже упоминавшийся выше. По мнению ряда аналитиков, Тегеран хотел бы видеть Кавказский регион в зоне влияния России. Ему это необходимо для надежного тыла, чтобы не отвлекаться от своих ближневосточных проблем. Вот и получается, что на данном этапе практически сформировались два союза: российско-иранский и турецко-азербайджанский.
Несмотря на то, что их интересы в Закавказье совершенно не совпадают, вопрос о возможном разделе сфер влияния в регионе решится, скорее всего, мирно, потому что это произойдет в общем геополитическом контексте. Усиление России на фоне ослабления потенциальных союзников Баку не позволит им что-то противопоставить ей.

Кавказский регион - лакомый кусочек (во всех смыслах)
Меж тем, как заявил помощник азербайджанского лидера Хикмет Гаджиев, иметь хорошие отношения со всеми соседями является приоритетом для каждой страны мира. Он напомнил о том, как во времена Советского Союза все жили под одной крышей – и азербайджанцы, и русские. С Россией его страну связывают долговременные межличностные отношения, которые были, есть и будут.
Сам собой напрашивается вопрос: «К чему бы это всё?» На фоне недавнего обострения тех самых «межличностных» отношений помощник Алиева вдруг вспомнил о былом братстве. Неужели Азербайджан уже «перегорел» идеей конфронтации с Россией? А может он вновь что-то задумал? Как вы считаете, уважаемые читатели, стоит ли ожидать очередного «ножа в спину», или все же благоразумие и былые братские узы взяли верх?
