Любимец Сталина
Примечательно, что рекорд «советского премьера» Алексея Косыгина по времени пребывания в должности не побит до сих пор. Председателем Совета министров СССР он являлся на протяжении 16 лет. Если к этому добавить те три года, когда во время Великой Отечественной войны он руководил правительством РСФСР, и период нахождения в замах, то выйдет весьма солидный срок.
Удивительно, но Косыгин – один из немногих приближенных к Иосифу Сталину людей, кому удалось избежать каких-либо репрессий в отношении себя или своих близких. В то время, когда жёны других сподвижников «вождя народов» (Калинина, Молотова, Будённого, Поскрёбышева) томились в лагерях, и гибли военачальники (Тухачевский, Блюхер, Егоров), Алексей Косыгин успешно шел вверх по карьерной лестнице.
В конце 30-х он возглавил наркомат легкой промышленности, потом – текстильной. В 36 лет Алексей Николаевич - заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР. С началом Великой Отечественной войны он занимался вопросами продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, был уполномоченным по снабжению мирного населения блокадного Ленинграда, участвовал в создании «Дороги жизни».
Карьерным взлётом Косыгин обязан Сталину
Относительно спокойно себя в эти годы чувствовала и супруга Алексея Николаевича Клавдия Андреевна Кривошеина (в отличие от жён многих других соратников вождя). Считается, что они оба были любимцами Иосифа Сталина. Их единственная дочь Людмила Косыгина-Гвишиани, окончив МГИМО, много лет прослужила в Министерстве иностранных дел, впоследствии являлась директором Библиотеки иностранной литературы.
Скромный интеллектуал
Карьерного пика и популярности среди советского населения Алексей Косыгин достиг в середине 60-х после того, как ЦК КПСС возглавил Леонид Брежнев. Став председателем Совета министров, Косыгин занялся реформированием экономической политики СССР, включая сельское хозяйство.
Эту реформу впоследствии назвали «косыгинской», а самого Алексея Николаевича – «автором истинной перестройки». Некоторые специалисты утверждают, что Косыгин по эффективности проведенных реформ превзошел даже легендарного премьер-министра Российской империи Петра Столыпина.
Многие считают Косыгина серьезным реформатором
60-70-е годы XX века хоть и называют сегодня временем «застоя», по мнению многих аналитиков, именно этот период в истории СССР был самым благополучным, причем во многом благодаря именно Косыгину. Ходили слухи, что его побаивался сам «дорогой Леонид Ильич».
«Брежнев боялся Косыгина, понимая, что интеллектуально тот гораздо выше, а уж по объему накопленных экономических знаний и умению ими распоряжаться ему равных не было, - писал в своих воспоминаниях подполковник Алексей Сальников, бывший сотрудник по особым поручениям председателя Совета министров СССР. - При этом Алексей Николаевич отдавал себе отчет в том, что он не первый в стране человек, а лишь второй. Потому вел себя соответственно: ему нередко приходилось делать «реверансы» в сторону Брежнева».
Друзья-соратники Леонид Брежнев и Алексей Косыгин
Главное - семья
Косыгин, по словам Сальникова, был настоящим трудоголиком. В отличие от Брежнева и других соратников, он мог засидеться в Кремле с документами до позднего вечера. Это, естественно, не нравилось его супруге. Клавдия Андреевна в таких случаях обычно звонила ему и предупреждала, что сейчас оденется и подойдет к проходной. Только после этого Алексей Николаевич начинал спешно сворачивать свои дела и покидать рабочий кабинет.
Они прожили вместе 40 лет, однако 1 мая 1967 года, когда Косыгин вместе с другими членами правительства находился на Мавзолее, приветствуя трудящихся, Клавдия Андреевна скончалась в больнице, где проходила лечение после того, как незадолго до этого внезапно тяжело заболела.
«Лечилась она в Кремлёвской больнице, Алексей Николаевич почти месяц ездил к ней, даже ночевал там. С работы - в больницу, а утром оттуда - на работу, - вспоминал подполковник Сальников. - Память о Клавдии Андреевне он хранил бережно, всегда просил положить ему в чемодан рубашку, которую она ему подарила, хотя и не надевал её. И переживал, конечно».
Алексей Косыгин с женой и дочерью
В отличие от большинства своих соратников, которые не могли похвастаться ни спортивными увлечениями, ни элементарным вкусом в одежде, Алексей Косыгин активно занимался спортом (греблей, бегом, волейболом, лыжами) и всегда выглядел, как говорится, «с иголочки». На нем идеально сидели любые костюмы, что немаловажно для публичного человека, представлявшего свою страну на различных международных переговорах.
Не подвели своего знаменитого отца и деда потомки. Дети Людмилы Алексеевны Косыгиной-Гвишиани пошли по научной стезе. Дочь Татьяна, как и мама, окончила МГИМО, стала кандидатом юридических наук. Алексей - профессор, доктор физико-математических наук, научный руководитель Геофизического центра РАН. В память о своем выдающемся деде Алексей Гвишиани написал книгу «Феномен Косыгина». Его дочь Екатерина Семенихина, экономист-математик, с 2013 года – почетный генеральный консул РФ в княжестве Монако.
Екатерина Семенихина
Алексею Косыгину удалось то, что оказалось не под силу многим его товарищам по компартии, включая самого Брежнева. Он создал настоящее семейное гнездо, в котором выросли талантливые потомки, унаследовавшие его трудолюбие и скромность. И все же с Леонидом Ильичом у Алексея Николаевича есть кое-что общее: добрая народная память, которую о себе оставили эти два поистине великих советских политика!