Один из арестованных, 34-летний уроженец Франции, был пойман в парижском аэропорту, когда собирался улететь в Алжир.
Семеро пойманы
Именно этот гражданин был одним из главных исполнителей, которому довелось разрезать стекло и вскрыть витрины с экспонатами. Всего ему и подельникам удалось украсть экспонатов на сумму в 88 млн рублей.
Задержаны ещё шестеро бандитов. 34-летний гражданин Алжира в своей обычной жизни трудился таксистом. Вместе с первым пойманным они частично признали вину.
Сдаётся, что похитителей в момент преступления видели все, кроме тех, кто это должен делать по долгу службы
Ещё нескольких поймали, когда те стояли в очереди на футбольный матч «Париж»-«Лион». Среди других арестованных есть и 38-летняя женщина.
Четверых обвинили в прямом участии. Это подпадает по французским законам под статью об ограблении организованной группой, которая грозит им сроком до 15 лет.
Попавшая под арест женщина признала соучастие в этом деле в виде хранения краденых изделий. Ещё один мужчина, 37 лет, сознался в помощи в перевозке похищенного.
Анатомия бардака
Прогресс в следствии налицо, но в нём же есть и тяжелейшие провалы. Впрочем, пока расскажем детали самого главного: как вообще такая вопиющая кража могла произойти.
Что ж, тут следствию долго копать не пришлось. Сразу после инцидента 19 октября стали выяснять и поняли, что система видеонаблюдения в знаменитом Лувре была чудовищно отсталой.
Видеокамеры по внешнему периметру Лувра покрывали только треть территории. Внутренних камер было всего две, сигнал с них шёл с задержкой.
Ограбление показало: в охране французской сокровищницы есть огромные пробелы
Видео транслировалось и хранилось на устаревшем сервере с программой Windows Server 2003, давно не поддерживающейся Microsoft. Всё компьютерное оборудование Лувра работало также на устаревшем программном обеспечении.
На этих программах и операционных системах взлом камер не составлял особых хлопот для подготовленных грабителей, многие из которых не по разу судимы.
Но свою долю в преступную халатность внесли сами сотрудники музея, где пароль для доступа к записям был проще простого: Louvre. Французские следователи полагают, что грабители знали его заранее и благодаря этому изучили внутренности Галереи Аполлона и то, как часто там бывают патрули охраны.
Говорил с марокканским акцентом
Существует и версия о том, что в «деле» были завязаны люди из самого музея. Так, тот самый 39-летний француз, пойманный в аэропорту и имеющий 15 судимостей, заявил на допросе:
«Камеры и сигнализацию мы отключили по паролю Louvre, нам его подсказали», - передало его слова издание Le Figaro.
Этот же подозреваемый заявил, что грабёж был заказом какого-то иностранца:
«Он звонил через одноразовый телефон. Мне отправили деньги на карту, аванс в 20 тыс. евро. У него был акцент, может быть, он из Марокко. Заказчик обещать перепродать всё в Африке».
Вот так это и было сделано. Сокращение охраны на 20%, пренебрежение инвестициями в матчасть – готово! В одной только найденной тиаре императрицы Евгении тысячи изумрудов и бриллиантов.
Израиль не смог помочь
Однако если поймали преступников быстро – помогли образцы ДНК с их брошенных вещей, вроде мотоциклетных шлемов – то дальше была совершена ошибка.
Дело в том, что часть украденного в музее пытались сбыть через даркнет. Об этом узнало израильское издание Ynet. Предложение было сделано израильской охранной фирме CGI Group.
Цвик Наве общался с похитителями
Гендиректор охранного предприятия Цвик Наве сообщил СМИ, что с ними связались через официальный сайт компании через пять дней после хищения в Париже.
Представитель грабителей предложил договориться о покупке украденных вещей в течение одних суток.
«Они находились в бегах, им нужно было быстро избавиться от награбленного», - рассказал Наве.
Грабитель-манкурт
CGI связалась с руководством Лувра, однако те не отреагировали. Доверие похитителей было потеряно. Наве считает, что виною в промедлении следует считать нерешительность и самолюбие руководства музея.
При этом сам Лувр утверждает, что не имел прямых контактов с израильской компанией. CGI же уверяет, что переговоры велись через её итальянский филиал и компанию-страховщика Лувра.
Эта фотография - как символ всей современной Франции
Как бы то ни было, музейные экспонаты до сих пор ищут: шанс упущен. Пока что нам всем остаётся надеяться, что похищенное найдут. Да удивляться браваде одного из исполнителей:
«Я даже не знал, что граблю Лувр!.. Думал, что это просто какой-то музей со стеклянной пирамидой».
