Неловкое оправдание
Оборонным ведомством Бельгии с февраля текущего года руководит человек, никогда не нюхавший пороха. Дело в том, что выпускник Лёвенского католического университета Тео Франкен прямо со студенческой скамьи окунулся в безбрежный мир политики. Правда, карьера долго не задавалась – прошли годы прежде чем из клерка и «вечного помощника» он превратился в более-менее самостоятельную фигуру.
Политическая фортуна улыбнулась бельгийцу, когда ему уже было за 30. В 2010 году Франкен стал депутатом Палаты представителей, а спустя три года – мэром Люббека. Потом он был госсекретарем по вопросам предоставления политического убежища и миграции, а также по административному упрощению при министре внутренних дел. В феврале нынешнего года новый глава правительства Барт де Вевер назначил его министром обороны и внешней торговли.
Впрочем, как считает ряд западных аналитиков, Тео Франкен, несмотря на высокую должность, так и остался политиком «среднего уровня». Подтверждение этому - непоследовательность, нелогичность и неуверенность в своих действиях и словах, которые часто расходятся друг с другом. Более того, 47-летний политик нередко говорит о том, о чем впоследствии ему приходится сожалеть, а его руководству оправдываться.

Считается, что слова министра часто бегут впереди мыслей
Так было, к примеру, с «воинственным» высказыванием в адрес российской столицы. Франкен заявил: если РФ нападет на Бельгию, от Москвы ничего не останется. Правда, потом, видимо, по настоянию «старших товарищей», министр обороны взял свои слова обратно. Ну как взял… Он просто «перевел стрелки» на издание De Morgen, которое якобы неправильно интерпретировала его высказывание.
«Газета, действительно, исказила то, что я сказал, - очень злобно, неверно и несправедливо, - заявил министр обороны. - Журналист спросил: собирается ли Путин сбросить ядерную бомбу на Брюссель. Я ответил: «Нет, он этого не сделает». Журналист тогда спросил, почему я так категоричен? Я сказал, что Путин знает: если он это сделает, мы нанесём удары по Москве. Это базовый принцип НАТО уже 76 лет».
Впрочем, неловкими оправданиями Тео Франкен, как считают многие аналитики, лишь усугубил свое положение. Правда, позже он все-таки немного «расслабил» напряжение в обществе, насмешив весь мир словами о «маленьком бельгийском небе». Так что, не исключено, что «пронесет» (в хорошем смысле слова).

По словам Франкена, его не так поняли...
Проблем стало больше
Началось все с того, что в Бельгию были доставлены четыре американских истребителя F-35. Стоило бы этому порадоваться, учитывая, что ждали их аж с 2018 года. Однако, мало того, что прилетели не все воздушные судна (договаривались о 34-х), так они еще оказались весьма шумными, дорогими в эксплуатации. Самое же интересное: непонятно, где им «расправлять» свои крылья.
Бельгийское небо заканчивается раньше, чем F-35 набирают высоту, и это - отнюдь не сарказм отдельных интернет-пользователей, а утверждение самого Тео Франкена. Политик признал, что воздушного пространства королевства недостаточно для проведения учебных полетов новых истребителей.
Для того, чтобы решить эту «искусственно созданную проблему», придется договариваться с властями Франции, Италии и Нидерландов об использовании их воздушного пространства. В общем, как пишет издание «20 Minutes», Бельгия стала посмешищем в интернете с ее «слишком маленьким небом». Дальше – больше.

Им оказалось мало неба...
В ответ на критику, касающуюся эффективности новых истребителей, глава оборонного ведомства сообщил, что они были закуплены исходя из обязательств Бельгии перед НАТО. Иными словами, Франкен признал: Минобороны заставили потратить миллиарды средств налогоплательщиков на американское вооружение.
Сейчас перед бельгийскими властями встала настоящая дилемма. Дело в том, что они обещали передать «киевскому режиму» свои истребители F-16, снятые с вооружения, когда в страну поступят их американские сменщики. Поступить-то они поступили, но привезли с собой кучу проблем. И это – не только отсутствие естественных условий для нормального полета, но и высокий уровень шума их двигателей, о чем уже упоминалось выше.
«Эти новые истребители-бомбардировщики до пяти раз громче своих предшественников F-16», - пишет «20 Minutes».
Помимо этого, эксплуатация техники в течение одного часа обойдется бельгийской казне в 50 тысяч долларов. При таких расходах можно с уверенностью предположить, что вылеты будут строго регламентированы. Франкен не скрывает: истребители планируется задействовать крайне редко, а пилоты будут отрабатывать навыки на специальных тренажерах. А оно им надо, спрашивается?

«Киевский режим» все ждет от Бельгии истребители...
Неудобные вопросы уже, кстати, начали звучать со стороны отдельных парламентариев. Франсуа де Смет, член Палаты представителей, напрямую спросил у Тео Франкена во время его выступления в федеральном парламенте: не устарели ли такого рода истребители на фоне боевых действий с применением дронов?
Ведь прошло целых семь лет с момента договоренности с американской стороной о поставках. Такими темпами следующую партию можно ждать не ранее 2032 года, предположил политик. В ответ он услышал то, о чем уже говорилось выше – F-35 закупаются в соответствии с натовской «разнорядкой». Как говорится, комментарии излишни…
