События этой недели показали, что наш противник все хочет достичь, видимо, неких «рекордов», от которых пользы ему никакой нет. 2 апреля стало известно что атаке беспилотного летательного средства подверглись предприятия в Татарстане, в городах Елабуга и Нижнекамск. Это стало первым ударом ВСУ по Татарстану.
Дронами – по месту сборки дронов
В Нижнекамске пострадал Татарстанский нефтеперерабатывающий завод. Под Елабугой – особая экономическая зона «Алабуга» (на заглавном фото выше).
Хотя на производственный процесс прилёты не оказали влияния, по словам главы Татарстана Рустама Минниханова, пострадали шесть человек, так как второй дрон влетел в здание общежития.
Татарстанский нефтехимический комплекс «Танеко»
То, что украинские беспилотники ударили по нефтеперерабатывающему заводу – понятно, в их логике. ВСУ поставлена задача обескровить снабжение нашей группировки войск на Украине. В том числе – снабжение топливом.
А вот ОЭЗ «Алабуга» ещё более интересное место. Там собираются наши беспилотники «Герань-2», на основе иранской разработки Shahed. Это полноценное совместное предприятие: наши и иранские инженеры вместе дорабатывают конструкторскую документацию.
Иранские «Шахеды» немало помогли нам осенью 2022 года, когда началась «работа» по энергоинфраструктуре Украины. Которая ныне почти полностью уничтожена.
Такие беспилотники собирают на атакованном во вторник заводе
Специалисты из «Алабуги» обучаются на территории производства в Иране для этого проекта. Производство масштабное, общую площадь ангара сборки хотят увеличивать до 100 тыс. кв. метров. Сама ОЭК «Алабуга» была создана ещё в 2006 году и там производятся автомобили разного класса, спецтехника и многое другое.
Беспилотник или самолёт?
Самый главный вопрос, который задавали все: как мог беспилотник пролететь аж до среднего Поволжья, откуда рукой подать и до Урала?
Ведь от, например, Харькова, где сидит нынешнее руководство ВСУ, планирующее подобные операции до восточной части Татарстана – больше 1200 км. А это предел для беспилотников того класса, что сейчас применяются украинской стороной.
Ответов на такой вопрос может быть два. Либо дрон запущен с территории РФ, либо ВСУ начало применять какую-то новую, доселе невиданную конструкцию летательных аппаратов. Не исключена и версия Казахстана как места запуска.
«Аэропракт А-22»
Вот ТГ-канал «Военная хроника» предположил, что под дрон могли переоснастить украинский самолёт «Аэропракт А-22». Его дальность – до 1100 км, однако при облегчении конструкции он может лететь и дальше.
Современная авиация до этого уже дошла, и проекты переоборудования самолётов для работы с внешним пилотом существуют во многих странах. Азербайджан так использовал советские Ан-2 как беспилотники-разведчики. Самолёты для более удалённых целей более пригодны, так как они обладают большей дальностью полёта из-за больших топливных баков.
Неудобные вопросы
На ещё одну особенность обратило внимание издание «Царьград». Если летел действительно переделанный лёгкий самолет типа «Сесны» или «Бичкрафта», он не мог пролететь такое расстояние по прямой. Его бы просто обнаружили и сбили.
Получается, что «аппарат» двигался, обходя зоны противовоздушной обороны. А это поднимает вопрос о том, как украинским диверсионным силам стали известны позиционные районы сил ПВО. Если это измена, то в ней придётся серьёзно разбираться.
Еще один неприятный вопрос: если в стране есть стратегическое производство, «продукция» которого используется на СВО, почему оно не был прикрыто теми же самыми силами противовоздушной обороны? Ведь подобные меры обсуждались на государственном уровне после начала СВО не один раз!
Одно из предположений: беспилотник могли и видеть. Однако,
«Элементарно побоялись сбить без санкции самого большого начальника. А тот банально спал дома», - заметил в своем ТГ-канале военный волонтёр Алексей Живов.
Пока же мы вынуждены констатировать, что Татарстан стал очередным, новым, регионом, который пострадал с начала спецоперации на Украине. Всего таких регионов 28, и все они в европейской части России.
Фото: chita.ru
На севере враг забирался до Санкт-Петербурга и Вологодчины. На юге – до Краснодарского края и Адыгеи. Ну а Нижнекамск и Елабуга стали самыми восточными регионами украинских преступных посягательств.
И ещё раз про особенности БПЛА
Ранее мы уже рассказывали, как дроны и беспилотники разных классов могут летать на такие расстояния. Успешность беспилотников как средств поражения связана с их малыми размерами и сверхмалыми высотами, на которых они летят. Стандартные средства обнаружения ПВО не рассчитаны на такие габариты и высоты, чаще всего.
Специалисты разных видов войск, ученые и специалисты ОПК вовсю трудятся над противодействием такого рода оружию. Но пока до полной нейтрализации этой угрозы далеко. Не всегда срабатывают даже противодроновые ружья.
Впрочем, сейчас в нашей стране ширится производство лазерных противобеспилотниковых комплексов «Рать» на базе «КамАЗа». А также машин пулемётной поддержки для этих комплексов.