Впервые «Бесприданница» была экранизирована в 1936 году. Однако зрители не оценили работу по достоинству. Режиссёр Яков Протазанов получил вместо восторженных отзывов неожиданную реакцию публики. Сергея Паратова назвали «прямолинейным пошляком», а Ларису Огудалову — сентиментальной дурой, влюбившейся в кровопийцу.
Казалось бы, после такого провала любая экранизация «Бесприданницы» обречена. Но в начале 1980-х режиссёр Эльдар Рязанов решается на невозможное. Он снимает «Жестокий романс», который до сих пор остаётся поводом для обсуждений зрителей и кинокритиков.

После выхода картины в 1984 году публика разделилась на два лагеря. Кинокритики отметили, что картина получилась пошлая, а Лариса Гузеева очень слабо сыграла свою роль. А вот зрителям фильм понравился. В первый год проката его посмотрело 22 миллиона человек. А через год на кинофестивале в Дели картина завоевала главный приз.
Мягков и Михалков
Для своего нового «детища» Эльдар Рязанов тщательно подбирал актёрский состав. Изучив сценарий, кинематографист сразу отметил: Паратова должен играть Никита Михалков. Чтобы актёр не отказался от роли, Рязанов отправил ему сценарий с запиской:
«Если ты и Андрей Мягков будете сниматься, я буду снимать картину, а если нет, то не буду».
На тот момент Михалков собирался снимать собственный фильм «Очи чёрные». Артист не знал, сможет ли совмещать съёмки, поэтому на некоторое время взял паузу. В раздумья погрузился и Андрей Мягков, которому предложили роль Карандышева.

На тот момент Мягков и Рязанов поработали вместе над тремя картинами, поэтому артист вскоре заявил: он рад продолжить сотрудничество. Михалков тоже ответил согласием.
На роль Хариты Огудаловой Рязанов без раздумий утвердил Алису Фрейндлих. Когда актёрский состав был в сборе, перед режиссёром встал главный вопрос: кто же сыграет Ларису Огудалову?
Дебютная роль и покорение невежеством
В поисках главной героини Эльдар Рязанов познакомился с Ларисой Гузеевой. 23-летняя артистка только получила диплом, окончив Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, и ещё не успела сыграть ни в театре, ни в кино.
Режиссёр понимал рискованность своего решения, но, как признался позднее, его зацепила «экзотичность» Гузеевой, которая пришла на пробы «очаровательного создания» в рваных джинсах.

Съёмки картины для начинающей знаменитости проходили тяжело. Режиссёру приходилось переснимать одну и ту же сцену по 10-15 раз, поскольку Гузеева не могла перенять манеры дворянки.
«Поначалу её профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче», — вспоминал Рязанов.
Режиссёр отметил, что иногда вставал перед актрисой на колени, чтобы она почувствовала себя важной персоной и поскорее вжилась в роль.
Сама Лариса Гузеева отметила: она так и не посмотрела свою первую картину от начала до конца.
Поддержка Михалкова и пощёчина от Фрейндлих
К молодой артистке на съёмочной площадке все относились с пониманием и даже старались помочь. К примеру, Никита Михалков назвал молодую актрису отличной партнёршей и ни разу не повысил на неё голос.
В перерывах между съёмками он посоветовал Гузеевой до выхода «Жестокого романса» нигде не сниматься. Бывалый артист отметил, что дебют будет оглушительным. Чтобы коллега могла переждать это время в комфорте, он даже предложил ей материальную помощь.

Самой необычной была поддержка от Фрейндлих. В одной из сцен героиня Гузеевой должна была одновременно и плакать, и смеяться. Актриса никак не могла совместить две эмоции, что разозлило режиссёра.
Эльдар Рязанов закричал на артистку, требовал, чтобы она собралась, и тут вмешалась Фрейндлих. Актриса скомандовала оператору, чтобы тот начал съёмку, и быстро подошла к Гузеевой, дав ей пощёчину.

От неожиданности молодая коллега расплакалась. Тут же Фрейндлих скомандовала, чтобы та смеялась. Сцена состоялась.
После завершения съёмок Алиса Фрейндлих подошла к Гузеевой, чтобы попросить прощения, но в ответ получила слова благодарности.
Загулы Михалкова и «гибель» Мягкова
Почти весь фильм был снят в Костроме. Узнав об этом, горожане ежедневно собирались у съёмочной площадки ради автографов и возможности хоть одним глазком взглянуть на любимых артистов.
Рязанов решил начать картину броской сценой. По задумке, Робинзон должен был «проснуться» на пляже абсолютно нагим. Сцену сняли, но в фильме оставлять не стали. А вот костромичи увидели, как бегал по пляжу обнажённый Бурков.
Отличился и Никита Михалков. Вжившись в роль, артист почти ежедневно с присущей его персонажу дворянской щедростью устраивал застолья за свой счёт.

Однако самым напряжённым моментом стала сцена убийства Ларисы. Андрей Мягков, плывший на лодке спиной вперёд, слишком сильно приблизился к пароходу. Лопасти вмиг затянули лодку с артистом под воду. Испуганная команда лишь отсчитывала секунды, понимая, что коллега вряд ли выжил. Но, к их большому удивлению, Мягков не только сам выбрался на берег, но и не получил увечий. Он даже «спас» очки. Сам артист заявил, что о гибели не думал, а вот проделанную над фильмом работу ему было жаль.

Снимая «Жестокий романс», Рязанов был уверен: картина обретёт успех. Так и произошло, пусть и спустя некоторое время. Фильм до сих пор собирает восторженные отзывы зрителей.
