Оскароносный голливудский режиссёр Оливер Стоун в который раз уже побывал в России, в Москве. Он приехал в символическое место – на Поклонную гору, которая вся дышит памятью о жертвах России и её народа во имя мира во всём мире.
Глядь – а штаны твои носит коварная ложь
Режиссёр – всего-то – выступил с лекцией. Однако её теперь обсуждает весь мир, прежде всего западный, но не только. Лекцию в рамках марафона «Знание. Первые» организовало общество «Знание».
«Мы ведь даже не понимали, какая ложь нас окружает», - произнёс одни из первых слов Стоун и сразу стало понятно, что лекция будет всё же не самой обычной.
По словам великого и честного режиссера («Взвод» - фильм не для слабонервных), нынешние годы для него стали весьма болезненными. Весьма неприятно понимать, что большую часть жизни тебя кормили отборной пропагандистской ложью.
Когда-то Стоун считался совестью Голливуда. Но ныне там «совесть», похоже, другая
«Россия, Иран или Китай – всех их нам представляли как врагов. Но мы просто поддались обману», - заявил перед российской публикой у Музея Победы Стоун.
Стоуну повезло, пусть и под конец жизни. Участник бойни во Вьетнаме, где он потерял не одного и не двух друзей, сумел понять, как изощрённо работает пропагандистская машина элитных кругов США. И что кинематограф на деле – её часть.
Ниспровергатель ложных идолов
Но, видимо, желание понять, докопаться до истины, было у Стоуна в крови. Молодым идеалистом он пошел во Вьетнам – преподавать английский на союзном США вьетнамском юге. Однако ему пришлось туда вернуться с оружием в руках. В те годы он ещё верил, что американцы сражаются со всемирным злом – коммунизмом.
Сложно было не осознать катастрофичности вьетнамской войны... Но именно Стоун заставил американцев взглянуть правде в глаза
Однако истина войны в Юго-Восточной Азии явила ему как минимум одну ложь: что Америка может выиграть в этой кровавой авантюре. Так и зародились семена сомнения, что проросли потом во «Взводе». И хорошо, что Оливер не остановился. Его поиск истины продолжается и по сей день.
В небезызвестном фильме об убийстве Джона Кеннеди он не побоялся тронуть «святое» - криминально-корпоративную Америку, которой было выгодно вторжение во Вьетнам и невыгоден препятствовавший тому Кеннеди. Тогда впервые и заговорили о Стоуне, как о нонконформисте.
Предсказал войну на Украине
Неудивительно, что такие поиски привели Стоуна в Россию и на Украину. Режиссёр, уже понявший, что к чему с «министерством правды» Запада, настойчиво искал истину об украинском разломе.
Два его фильма о майданах – «Украина в огне» (2016) и «В борьбе за Украину» (2019) году вызвали скандалы на Западе. Там режиссёра обвинили в подверженности конспирологии и пропаганде. Читай: объявили сумасшедшим. Ничего не напоминает? Занятные круги всё же делает мировая история.
Режиссёр не боится слушать другую сторону
Однако в этих фильмах Стоун высказал опасение насчёт полномасштабной войны, связанной с Незалежной. И оказался пророком. Хотя ни в Голливуде, ни в «вашингтонском обкоме» этого не оценили.
В Голливуде – свобода-аа... Для гендерных активистов
Кстати, о Голливуде. Вот уж где засилье цензуры и предубеждений!
«С каждым годом киноиндустрия Америки становится всё более закрытой системой с чёткими рамками дозволенного», - заметил режиссёр.
Это, в общем и целом, заметно. Довольно сложно в наше время увидеть из Голливуда нечто подобное «Выстрелам в Далласе». «Канон» тем, по которым снимают, давно определился. Резонансное могут снять, только если человек попадает в мейнстрим: пишет про экологию или гендерное разнообразие.

От себя добавим, если у фильма куча «внешних советников» вроде консультанта по военным вопросам, безопасности государства или гендерным вопросам и правам меньшинств – то ничего хорошего снять и не выйдет.
Потому новые идеи в Голливуде и не приветствуются. Римейки снимать проще и безопаснее. Проблемные фильмы и вовсе не снимают, особенно если это взгляд с другой стороны – например, со стороны руководителей Венесуэлы.
Долой фальсификаторов!
Стоун, однако, тот ещё крепкий орешек и понимает главное: в таком мире истину нужно искать самому на свой страх и риск. Потому он и не сдаётся. Читает на русском Достоевского, ездит в страны Латинской Америки, снимая картины об их руководителях и их политике. Не боится бывать в горячих точках, вроде Сирии.
Выступая перед слушателями в Москве Стоун затронул ещё одну важную тему: искажений истории в угоду власть имущим. Еще тридцать лет назад на мировую аудиторию американцы признавали решающую роль СССР в уничтожении нацистской Германии.
Тем, кто тщетно пытается переписать историю, стоит увидеть мемориалы Поклонной горы в Москве
Ныне всё наоборот и это стало поводом для предупреждения от режиссёра:
«Фальсификации исторических событий недопустима», - заметил он и подчеркнул решающую роль СССР в победе над нацизмом.
Стоун верно заметил: такой политикой Америка теряет лицо. Ведь когда-то, ещё на нашем веку, она казалась объединителем мира. Но этому не было суждено сбыться.
Предатель – сам Запад
И не просто так Стоун на лекции вспомнил о том, как с Путиным смотрел фильм «Доктор Стрейнджлав» об опасности ядерной войны. Современные элиты США и Запада в целом всё ближе к тому, чтобы воплотить сатирические образы горе-политиков из фильма, спровоцировавших апокалипсис.
Так что голос правды – не заглушить. Если нужно он прозвучит из Москвы, если нужно – из Пекина или Йоханнесбурга. И отрадно, что кое в чём пророчества и Стоуна, и Путина сбываются в наши дни.
Неужели ядерное безумие восторжествует как в фильме Кубрика?
Запад со своей оголтелой пропагандой и «либеральным тоталитаризмом» вдруг обнаружил, что теряет «мягкую силу». Попросту говоря, авторитет среди мировых масс. И этот процесс не остановится. Когда от «истины» США отказываются её же бывшие апостолы – это ли не знак?
А Запад пусть и дальше обвиняет Стоуна в «предательстве». Там усохли мозги у элит настолько, что они забыли одну вещь: чтобы не провалиться, иногда нужно принимать своих оппонентов, такими, какие они есть.
