Он был одновременно и частью советской системы и бунтарём против неё. Чужая душа – потёмки, потому сложно понять, кем в действительности считал себя тот, кто участвовал в разрушении одной страны и создании иной.
Внук и сын репрессированных
Если верить его зятю, многолетнему помощнику и экс-главе администрации президента РФ Валентину Юмашеву, то Ельцин прекрасно осознавал что делает, понимал свою историческую роль.
И не просто так Ельцин в своё время ответил «Я – президент России №1» на вопрос журналиста «Комсомолки» Александра Гамова.
«Коммунизм, цензура, дефицит, враньё на государственном уровне – он сломал хребёт системы, что давила страну более 70 лет. Он понимал, что сделал, так как был человеком с невероятным чувством ответственности», - отметил Юмашев в интервью той же «Комсомолке».
Валентин Юмашев у памятника президенту и тестю
Путь Ельцин и впрямь прошел необычный. Деды по обеим линиям и отец его попали под каток сталинских репрессий. Пожить Ельцину ещё ребёнком довелось и в бараках. Такие обстоятельства и закалили его характер.
Уже в школе проявился его характер бунтаря. Он не боялся заступаться за сверстников из-за несправедливостей в школе. Имел способности руководителя, организовывал сплавы по рекам, любил путешествовать.
Поворот истории
После это всё помогло ему выдвинуться на первые роли. Ельцин сумел от работы на стройке пройти путь до руководителя огромного стройкомбината, а после и Свердловской области.
Юмашев познакомился с Ельциным в октябре 1987 года, как раз после знаменитого октябрьского пленума ЦК КПСС. Тогда Ельцин раскритиковал медленные темпы перестройки и был тут же снят со всех постов.

Горбачёв ему оставил лишь должность руководителя Госстроя, где «бунтарь» должен был незаметно досидеть до пенсии. Однако история решила по-своему: демократизация в СССР привела к первым в истории выборам народных депутатов. Ельцин попал в Верховный совет. А там и до президентских выборов в июне 1991 года было недалеко.
Кравчука не убедил
Юмашев, вспоминая прошлое, уверен: Ельцин не сводил счетов с Советским Союзом и сам искал способы сохранить его. Летом 1991 года шел новоогарёвский процесс, попытки заменить СССР Союзом Суверенных государств, в нём участвовали девять из 15 республик.
Ельцин активно работал в процессе, уже будучи президентом РСФСР. Он верил в будущий договор, однако накануне его подписания случился путч. Распад СССР стал реальностью.
«Но даже в Беловежье, как вспоминал Бурбулис, тогда госсекретарь России, Борис Николаевич несколько часов пытался уговорить Леонида Кравчука, президента Украины, не отказываться сохранить в каком-то варианте Союз», - рассказал «КП» Юмашев.

Раз сделать этого не удалось, то было объявлено о роспуске Союза. Дальнейшей своей целью первый президент России поставил ликвидацию остатков коммунизма, построение рыночной экономики, развитие предпринимательства.
«Без этого не было бы сегодняшнего свободного рынка с нашими забитыми товарами полками», - уверен Юмашев.
Ну а как без вранья-то?
Сам Юмашев был не только помощником и зятем Ельцина. При его непосредственном участии были выпущены несколько книг воспоминаний бывшего президента.
Он уверяет, что у него не осталось записей, которые бы не вошли в три книги воспоминаний политика. Основывался он как на своих воспоминаниях, так и на записях помощника Михаила Горбачёва Анатолия Черняева. Тот вёл дневник несколько десятилетий.
Юмашев был с Ельциным все девяностые, в том числе и в грозные дни противостояния с Верховным Советом
Одной из причин, заставившей Юмашева, самого Ельцина, его дочь Татьяну, выпустить тома воспоминаний, «авторы» называют огромное количество вранья вокруг имени первого президента России.
«Теперь мой долг самому написать свои мемуары. Не важно, поверят им или нет. Важно что я знаю истину», - уверен Валентин Борисович.
После операции на сердце
Например, он пытается развеять известный миф об алкоголизме Ельцина. Он напоминает историю из 1998 года. Когда в августе пришлось объявить дефолт, стало понятно, что правительство страны придётся менять.
Всплывали разные фамилии на пост премьера. Активно лоббировалась фигура мэра Москвы Лужкова. Давление шло и на главу государства.
Тогда «вечно пьяный» Борис Ельцин созвал совещание. Он выслушал всех докладчиков с предложениями и под свою ответственность отказался предлагать Лужкова на пост главы правительства.
«Номинацию» выиграл Евгений Примаков. Юмашев приводит этот пример как показатель ельцинского здравомыслия и дееспособности даже после тяжелейшей операции на сердце. Лужкова считали ставленником олигархической клики.
Под властью тысяч обстоятельств
И Юмашева в ряде вещей понять можно. Он был человеком из ближайшего окружения Бориса Николаевича. Сам Борис Николаевич иногда действительно вспоминал о рамках – если и не приличий, то о каких-то экзистенциальных вещах.
Показателен пример с численностью армии. Ему, под давлением лоббистов и экономических проблем довелось снизить численность Вооружённых сил России с 4 с лишним миллионов до 1 млн 200 тыс., в четыре раза.
Карта Лужкова не сыграла, история пошла по иному пути
Были лоббисты и дальнейшего сокращения, однако какое-то чувство плюсом к проблемам в Первой чеченской кампании подсказало президенту, что далее – нельзя.
Думается, что даже тяготение к выпивке (оно всё же присутствовало в какой-то мере) было во многом следствием того, что сам Ельцин быстро понял. Он осознал, что оказавшись на вершине, стал заложником тысяч сил. Самой могущественной тогда был Запад, второй по силе – нарождавшаяся олигархия.
И если прав Юмашев в том, что Ельцин осознавал свою ответственность за всё, то тогда понятно, почему после ухода с должности он «помолодел лет на 10». Слишком многим из интересов России пришлось пожертвовать. В том числе и в пользу «друзей»: «Билла», «Гельмута»,«Жака» и остальных.
