В минувший понедельник американские СМИ со ссылкой на свои источники сообщили о решении Анкары подать официальное заявление на вступление в БРИКС. На поверхности желание Турции упрочить свои связи с Россией и КНР, что даст стране, которая территориально находится между Европой и Азией, полноценно реализовать свой энергетический потенциал.
Фото: из открытых источников
Агентство Bloomberg также написало, что к этому шагу Анкару не в последнюю очередь подтолкнули разногласия, которые возникли между Турцией и членами НАТО из-за ситуации на Украине. Эрдоган ранее не раз выступал с предложением внести свой вклад в урегулирование военного конфликта. Европейцам подобные заявления, по понятным причинам, не по нутру, вот и мутят воду.
Кстати, о желании Турции присоединиться к БРИКС ее президент тоже ранее не раз упоминал, но никто из европейцев его слова всерьез не воспринял. А зря, ведь тенденция налицо: в последнее время все больше государств встают под знамена России и дружественных ей стран. Между прочим, на членство в ШОС Турция еще десять лет назад подавала заявку.
В связи с этим как не вспомнить слова провидца Владимира Вольфовича, который еще шесть лет назад сказал, что Турция однажды станет для России братской страной:
«В перспективе Турция выйдет из НАТО и станет членом ШОС, членом Таможенного союза, и станет нам ближе, чем братская Белоруссия или Киргизия, и даже Армения».
Владимир Жириновский
На самом деле Турция уже давно могла бы вступить в ШОС, кабы не ее членство в НАТО. Прямым текстом Москва Анкаре не отказывает, но все прекрасно понимают, что стране-члену Североатлантического альянса в ШОС не место. Этот критерий является решающим.
Понятно, что в НАТО Турция проводит собственную политику и не собирается прогибаться под ту музыку, которую считает неприемлемой для себя. Однако даже это не открывает перед турками возможность присоединения к ШОС.
БРИКС – другое дело. В данный союз, который, по сути, представляет собой аналог G7 и остальные подобные западные структуры, стремится войти большое число государств. Поэтому Эрдоган, который пока что не может сделать окончательный выбор и все еще пытается усидеть на двух стульях – западном и восточном – пошел именно этим путем.
К тому же Анкара банально не дождалась распахнутой двери в ЕС. А ведь она давно просилась. Четверть века назад Турции был присвоен статус кандидата на вступление и… все. С тех пор эта телега не сдвинулась даже на миллиметр.
Реджеп Эрдоган
За 25 лет мимо Анкары в ЕС прошли десятки стран, львиная доля которых – бывшие представители социалистического лагеря. И даже Кипр, на территорию которого претендуют Греция и Турция, получил зеленый свет для вступления в Евросоюз.
Про Турцию ЕС демонстративно «забыл». За что и поплатился. Теперь уставшая от игнорирования страна обратила свой взор на БРИКС. В одном из интервью Эрдоган открытым текстом заявил, что Турция сможет стать процветающей, только если сумеет наладить свои отношения и с Востоком, и с Западом.
Тут явно прослеживается прицел Турции играть на мировой арене независимую роль. Анкара явно метит стать влиятельным игроком. Один из проектов, который она намерена реализовать ради достижения этой цели – возвращение своего влияния в исламском мире.
Фото: из открытых источников
«Турция на протяжении нескольких веков была центром халифата Османской империи, который закончился всего 100 лет назад. Турция стремится к лидерству», - пояснил изданию Украина.ру политический обозреватель Петр Акопов.
Главная же причина, по которой Турция решила сделать шаг в сторону БРИКС, явно связана с поиском экономической выгоды. Ведь Турция является транспортным каналом между Европой и Азией. И почему бы на фоне антироссийских санкций, поставивших крест на российских транспортных артериях, не попытаться стать лидером в этой сфере? Тем более хуситы своими действиями почти полностью перекрыли торговое сообщение по Красному морю.
Получается, что единственный оставшийся у европейцев транспортный путь лежит через Турцию. Своим объявлением о вступлении в БРИКС Эрдоган подстегнул Евросоюз к принятию решения о членстве Турции. Не примешь – выстрелишь в ногу Старому Свету, который в настоящий момент особенно остро нуждается в доставке газа и нефти.
Фото: из открытых источников
Одновременно с Турцией заявку на вступление в БРИКС подал Азербайджан, который ранее выступал в роли турецкого союзника в отношениях с Россией. Этот шаг должен был продемонстрировать ЕС серьезность намерений Анкары, так что европейцам следует поспешить распахнуть для турков свои объятия.
Но Запад может не решиться на этот поступок. Петр Акопов уверен, что Европа не станет рисковать:
«Турция для ЕС слишком самостоятельна, слишком отдельна. ЕС в свое время замахнулся на Восток, но потом понял, чем это обернется для Союза, потому что Турция - это не маленькая Болгария, которая ничего из себя не представляет. Это крупная экономика в своими амбициями, связями, в том числе и экономическими».
Владимир Путин и Реджеп Эрдоган
Тогда у Турции останется один вход: на восток. Вопрос в другом: насколько такой «двухстульный» союзник необходим России?
Плюсы от сотрудничества с турками, конечно, имеются. Вступление Анкары в БРИКС может увеличить ВВП объединения в среднем на 15%. Кроме того, это присоединение позволит значительно снизить влияние западных санкций на торговлю и финансовые операции между Россией и Турцией.
Ну и как же не упомянуть серьезное изменение на геополитической шахматной доске? Присоединение Турции к БРИКС означает болезненный проигрыш Запада в его противостоянии России и КНР. Если кресло в Белом Доме займет Дональд Трамп, он может поступить так, как и грозился ранее: сократить участие США в НАТО или вообще выйти из Североатлантического альянса, напоследок громко и обиженно хлопнув дверью. А там рукой подать до окончательного развала НАТО.