Выборы эти, как известно, прошли 18 мая в туре первом и 1 июня – во втором. И вот результат: президентом снова будет консерватор. Но если уходящий Анджей Дуда изо всех сил пытался быть «системным», то Кароль Навроцкий может попытаться стать чем-то вроде польского Трампа, благо он сам положительно о нём отзывался.
Экзитполы «прогрессу» не помогли
Итак, если в первом туре 18 мая либерал и ЛГБТшник от «Гражданской платформы» Рафал Тшасковски выигрывал с 31% голосов против 29,5% у Навроцкого (от партии «Право и Справедливость», ПиС), то через две недели ситуация перевернулась.
Ну какой Навроцкий - «кремлёвский политик»?! На фотографии же всё видно!
Навроцкий набрал 10,6 млн голосов, выиграв в шести воеводствах Польши на востоке и юге страны. Это дало ему 50,9% голосов. Навроцкий взял немногим меньше – 10,2 млн голосов, в основном в центре и на западе страны. Явка была солидной и составила 71,6% во втором туре – страна точно не сидела дома.
Кандидату от «Права и Справедливости» Качиньского удалось даже преодолеть «всесильные» экзитполы. Весь второй тур выборов они отдавали незначительное преимущество либералу Тшасковскому, однако, как оказалось, соврали. Теперь «прогрессивной общественности» Польской республики придётся зализывать раны.
Сутенёр, историк и борец с СССР
Самое время разобраться – кто таков Кароль Навроцкий, если даже у себя на родине он привёл к поляризации избирателей? Этот историк по образованию сделал себе имя в общественной жизни страны на спекулировании темой исторической памяти.
Он прославился установкой памятников солдатам прозападной Армии Крайовой, которые воевали за союзников против Гитлера и против СССР в ходе Второй Мировой войны. Также «загремел» под уголовное дело в России.
Наше МВД верно оценило «усилия» Навроцкого
Так МВД РФ «оценило» его усилия по сносу памятников советским воинам, которые ещё оставались в Польше. Именно такой «работой» Навроцкий занимался в бытность директором Института национальной памяти. Этот пост, кстати, ему придётся оставить по вступлении в должность президента «Поляндии».
Так что Навроцкий – тот ещё патентованный русофоб. Ну, в «высокой» польской политике без этого нельзя: таков стандарт. А вообще, скандалов вокруг него немало и без памятников. Поговаривают, что в молодости он подрабатывал сутёнерством.
Однако «мировой закулисе» даже этого ныне мало. Навроцкий вряд ли покатит ей, так как помимо русофобии, страдает ещё и... антиукраинством! Вот так поворот!
Украина – не святая корова
И впрямь, Навроцкий против вступления Незалежной в ЕС и НАТО. Он не раз высказывался в духе:
«Украинцы имеют в Польше слишком много социальной поддержки».
Он против помощи украинским беженцам: своих проблем в Польше что ли нет? Его тут можно понять: фермеры «Речи Посполитой» регулярно штурмуют и Варшаву, и Брюссель все годы СВО. Преференции украинской сельхозпродукции на рынках ЕС взбесили не только Польшу.
Памятник жертвам Волынской резни
Кроме нынешних, у Навроцкого есть и исторические счета к Украине. Он полагает что та должна ответить за преступления прошлого, например – за Волынскую резню. Если кто забыл, то напомним.
В годы Второй Мировой экстремистская и радикально-националистическая «Украинская повстанческая армия» бандеровской ОУН устроила на Волыни геноцид польского населения. Молодчики преступника Бандеры вырезали за пару лет 50-60 тыс. поляков.
Так что «зуб» у Польши на Украину есть. Было бы странно, если бы не нашлись те, кто захотели бы использовать его против Незалежной.
Навроцкий не боится Путина?
И используют все эти исторические инциденты и современные проблемы те, кому и следует – прагматики. Партия «Право и справедливость» - как раз из таких. Несмотря на всю «антироссийскость» Навроцкий не скрывает, что готов сесть за стол переговоров с Путиным.
Вряд ли Туск долго усидит в премьерах при Навроцком...
Тут тоже всё понятно: воевать с памятниками – это одно. А если Польшу втянут в прямое противостояние с Москвой, на Польше точно можно ставить крест. Счастье Польши в том, что там есть не только политики, которые это осознают, но и избиратели.
Безусловно, проводить курс хотя бы относительно независимой политики новому президенту Польши будет весьма непросто. Власть в республике – это правительство. Оно пока под Дональдом Туском, однако, надеемся, не надолго.
Ха, даже молодые – за консерваторов!
Дело в том, что победа Навроцкого и ПиС на президентских выборах – яркий показатель раскола в политической элите страны. Вот характерное высказывание:
«Тшасковский проиграл среди молодёжи... ПиС временно получил возможность вернуться к власти, но крах ждёт и их», - заявил по итогам выборов польский журналист Томас Жолчак.
И это всё нам на руку. Выборы в парламент, что пройдут после ухода Туска с поста премьера, только усугубят этот раскол. Хотя бы на время польский антироссийский таран ослабнет.
