Российское машиностроение переживает исторический момент — впервые за 35 лет отрасль превысила докризисный уровень, продемонстрировав рост на 15% до ₽17 трлн. На XXVIII Петербургском международном экономическом форуме ключевая сессия, посвященная будущему машиностроения и роли отрасли в технологическом суверенитете России, собрала ведущих представителей власти и бизнеса.
Государственные приоритеты и отраслевые реалии
Президент России Владимир Путин в своем выступлении на пленарном заседании ПМЭФ подчеркнул принципиальные основы технологической политики страны:
«Технологический суверенитет не означает собственный выпуск всех товаров и услуг, это невозможно ни для одной страны в мире, да и не нужно, мы к этому не стремимся. Речь о том, чтобы иметь свои решения по критически важным направлениям».

На ПМЭФ-2025 были подписаны 1060 соглашений на общую сумму 6,3 трлн рублей, что свидетельствует о серьезных инвестиционных намерениях в отрасли. Заместитель министра промышленности и торговли Альберт Каримов отметил, что машиностроение с начала 2025 года уже показало прирост в 13%, однако отрасль столкнулась с принципиально новой проблемой — вместо дефицита мощностей теперь наблюдается нехватка спроса и изменение структуры платежеспособности потребителей. Министр подчеркнул необходимость продолжения системной поддержки, синхронизации решений государства и бизнеса, своевременного реагирования на текущие вызовы.
Реалии рынка озвучил вице-президент АвтоВАЗа Сергей Громак, который с характерной иронией заметил, что в автомобилестроении «атлант скорее ссутулился, чем расправил плечи». По его данным, продажи автомобилей холдинга упали на 30% из-за высокой ключевой ставки, которая сделала кредиты недоступными для большинства покупателей.
Мнение эксперта
Мы поговорили с Никитой Богославским, генеральным директором ЦИТМ «Экспонента», который уже много лет занимается развитием технологий моделирования в области машиностроения, о реальном состоянии отрасли.
«По отчетам Всемирного Банка, Россия инвестирует в исследования и разработки менее 1% ВВП и находится между 40 и 50 местом по доле вложений в R&D в реальном выражении. Такая доля в полтора раза меньше, чем в Турции; в 2,5 раза меньше, чем в Китае; и в среднем в 4 раза меньше, чем у стран первой десятки».
Для выхода в число мировых лидеров эксперт предложил кардинально расширить вовлечение отрасли в R&D через изменение самой модели финансирования инноваций.
Революция в подходе к финансированию
Одной из центральных тем дискуссии стал вопрос экономических механизмов стимулирования инноваций. Богославский видит ключевым решением переход от капитальной к операционной модели потребления технологий:
«В отличие от «трофейного» или «ранее купленного» западного ПО — российские платформы поддерживают OPEX модели потребления научно-инженерного ПО (это срочные лицензии, измерение и оплата только за объем использования). В отличие от CAPEX (разовых капитальных затрат по принципу купил-забыл) — объемы OPEX на такое инженерно-научное ПО напрямую отражают динамику вовлечения экономики в R&D».

«Государственное стимулирование OPEX потребления отдельных классов созидательного ПО — эффективный механизм интенсификации экономики и расширения доли R&D», — подчеркнул глава ЦИТМ «Экспонента».
Макроэкономические ограничения развития
Более 40% руководителей машиностроительных предприятий оценили влияние санкций как нейтрально-позитивное, однако эксперт дал более сложную оценку их влияния на технологическое развитие:
«Санкции придают смысл созиданию, даже если это не что-то ультра-новое, а просто полезное или стратегическое импортозамещение. Но санкции также привели к катастрофическому повышению ключевой ставки и специальному затормаживанию экономики Центробанком».
Технологические преимущества отечественных решений
В условиях, когда практически 60% машиностроительных предприятий имеют высокий и средний уровень готовности к внедрению новых технологий, особое значение приобретает качество доступных инструментов цифровой трансформации. Богославский высоко оценивает конкурентные преимущества российских разработок:
«Уже сейчас российские платформы предлагают мощную функциональность и технологические возможности. Возьмем, например, Engee. Среда предлагает наиболее прямой и безболезненный способ миграции с зарубежного ПО Simulink, Matlab, Amesim. Лучше всех работают конвертеры из западного ПО, плюс тысячи математических функций и блоков для 1D моделирования — самый высокий процент функционального замещения библиотек западных аналогов».
«Главное преимущество Engee — это универсальность покрытия множества научных и инженерных задач, от абстрактной и символьной математики до испытательных стендов, микроконтроллеров и ПЛИС», — отметил эксперт.
Драйверы технологического развития
Директор Центра макроэкономического анализа выделил три фактора роста: восстановление после спада, импортозамещение и увеличение оборонного производства. На вопрос о влиянии каждого из этих факторов на развитие инженерных технологий Богославский дал четкий ответ:
«Технологии развиваются как следствие платежеспособной потребности в них. Основной драйвер развития технологий — инвестиции в создание новой техники. Такие инвестиции могут быть прямыми — например новая космическая программа, новая программа гражданской авиации, программы по производству автомобилей, поездов, цифровых подстанций».
При этом эксперт подчеркнул важность качества оборонных инвестиций:
«Развитие оборонки также является драйвером технологического развития, но только если это не просто наращивание производства, а именно наращивание новых разработок».
Реалистичная оценка промышленной автоматизации
Участники сессии обсудили впечатляющие темпы роста промышленной автоматизации — 16,5% в год, при том что доля сегмента к 2030 году вырастет с 13% до 18%. Гендиректор ЦИТМ «Экспонента» подчеркивает:
«Промышленная автоматизация — это производственные и эксплуатационные задачи. Там уровень компетенций обычно кратно меньше, чем в конструкторских бюро, ведущих разработку новой техники. Значимые новые запросы в области моделирования будут происходить не от эксплуатантов, а от разработчиков техники».
По его словам, для эксплуатантов будут под разными упаковками презентоваться давно известные технологические решения.
Есть примеры успешных проектов
На форуме были представлены конкретные примеры успешной реализации крупных проектов: в Калининградской области за ₽580 млн запущен новый завод автомобильных кузовов с промышленными роботами, в Подмосковье построили завод комплектующих для дорожной, буровой и карьерной техники, в Тюмени за ₽1 млрд запустили завод погрузчиков.
В этом контексте Богославский продемонстрировал конкретные достижения своей компании:
«Для нашего якорного заказчика из Объединенной Авиастроительной Корпорации мы в течение нескольких лет подготовили совместный проект по доработке российской инженерной платформы под требования поддержки отраслевой сертификации КТ-178с (бортовое ПО). Этот проект получил высший балл правительственной комиссии в протоколе подведения итогов на предоставление статуса особо значимого проекта (ОЗП) второй волны».
«Мы для заказчиков умеем готовить подобные качественные совместные проекты с поддержкой от государства, значимость которых и наша способность их реализовывать — неоспоримы», — подчеркнул руководитель компании.
Системная проблема подготовки кадров для отрасли
Около 31% машиностроительных предприятий столкнулись с необходимостью инвестиций в технологическое развитие, однако основная масса персонала недостаточно подготовлена к работе в условиях цифровизации. Участники дискуссии признали необходимость обновления учебных планов в технических вузах с ориентацией на автоматизацию, ИИ и 3D-печать.
Богославский дал честную оценку ситуации:
«Это правда, что уровень подготовки довольно слаб. Причем наша промышленность, даже если и покупала западный инженерный софт — то освоила его весьма посредственно, чаще всего от 10 до 40% его возможностей. Такое положение вполне естественно для России и коренится в системе преподавания. Исторически у нас сильная базовая, фундаментальная подготовка и очень посредственная прикладная, а в промышленности же большинство задач именно прикладного и процессного плана».

«Теперь стоит задача двойной сложности — не просто перейти на отечественный софт, но параллельно еще и достроить культуру командной разработки с помощью цифровых технологий, а это процессы долгие, потому что самые крепкие крепости — это человеческие головы», — отметил эксперт.
Для решения этой комплексной проблемы ЦИТМ «Экспонента» выработала практическое решение:
«Чем больше проект — тем шире получается и внедрение современных технологий и методов модельно-ориентированной разработки. Мы уже переносили на российские платформы из западного ПО модели самолетной, автомобильной, железнодорожной, ракетной, космической и военной техники, создавали цифровые испытательные полигоны. Каждый раз решается одновременно и задача разработки новой техники, и передача компетенций: настройка командной работы и инфраструктуры».
Образовательная трансформация
В контексте обсуждения новых образовательных стандартов Богославский обозначил перспективы системных изменений:
«Универсальность российских инженерных платформ позволяет естественно использовать их в учебной программе с первого курса до аспирантуры во множестве фундаментальных и прикладных дисциплин, а также в проектном обучении. Современные отечественные решения позволяют замещать физический опыт — цифровым, недорогим и легко доступным».

«Это касается не только технических ВУЗов, но и классических, биологических и даже экономических, потому что со временем все дисциплины математизируются, алгоритмизируются и начинают сильнее требовать применения программных сред автоматизации и моделирования», — резюмировал эксперт.
Сессия ПМЭФ «Атлант расправил плечи — будущее машиностроения в России» продемонстрировала сложную картину отрасли: впечатляющие количественные показатели роста соседствуют с серьезными качественными проблемами. В условиях формального импортозамещения и макроэкономических ограничений будущее российского машиностроения зависит от готовности к реальной, а не номинальной цифровой трансформации. Успех этого перехода определят такие компании, как ЦИТМ «Экспонента», которые способны предложить не только технологические решения, но и комплексные подходы к изменению культуры разработки и подготовки кадров.
