НАТО выражает серьезные опасения по поводу того, что Россия могла осуществить минирование важнейшей подводной инфраструктуры в Северном море. По данным расследований, проведенных в Бельгии и Нидерландах, для этих целей могли быть задействованы свыше 160 российских судов.
Согласно информации, опубликованной The Times, на основе разведданных у чиновников сложились серьезные подозрения в связи с необычным поведением российских траулеров, которые перемещались над электрическими и телекоммуникационными кабелями, а также над нефтяными и газовыми трубопроводами в европейских водах.
С начала текущего года было замечено, что не менее пяти российских траулеров демонстрировали подозрительную активность, замедляясь над жизненно важной инфраструктурой стран, таких как Великобритания, Бельгия, Дания, Германия, Нидерланды и Норвегия.
Действия этих судов связывают с разведывательными и диверсионными операциями, проводимыми Кремлем. Хотя бельгийские спецслужбы не обнаружили прямых доказательств минирования, существуют свидетельства диверсионных действий против Великобритании.
Томас де Шпигелере, представитель бельгийского подразделения морской безопасности, отметил, что во время начала украинского кризиса произошло минирование британского кабеля.
В июне прошлого года бельгийская газета De Tijd и нидерландское издание Follow the Money опубликовали результаты расследования, указывающего на то, что Россия могла использовать приблизительно 167 гражданских судов для разведки по отношению к критической инфраструктуре в Северном море.
Эти суда были замечены за выполнением подозрительных маневров вблизи нефтегазовых трубопроводов и электрических, а также телекоммуникационных кабелей. Бельгийские спецслужбы зафиксировали активность около 1500 российских судов в прибрежных водах.
Действия российских спецслужб в европейских водах, по словам авторов статьи, напоминают масштабы операций времен холодной войны.
Осенью 2023 года из-за внезапного падения давления был остановлен газопровод Balticconnector, проходящий через Финский залив и соединяющий финский Инкоо с эстонским Палдиски. Также был поврежден телекоммуникационный кабель на дне моря между Финляндией и Эстонией.
Тогдашний президент Финляндии Саули Ниинистё выразил предположение о внешнем воздействии на эти объекты, что подтвердило Национальное бюро расследований Финляндии. Восстановить работу газопровода удалось лишь к апрелю нынешнего года