Статьи29.03.2021 - 16:48

Самая длинная в истории пробка на воде – хитрый план или случайность? Как контейнеровоз перекрыл главный торговый канал

23 марта контейнеровоз Ever Given транспортной компании Evergreen транспортировал груз по Суэцкому каналу. В какой-то момент что-то пошло не так, и судно с 20 тысячами контейнеров на борту село на мель. В итоге неудачного манёвра 400-метровый корабль наглухо перекрыл канал, не оставив другим транспортным суднам никакой возможности для движения.

 

Целую неделю Ever Given пытались сдвинуть с места и освободить водный путь. Всё это время с обеих сторон копились другие корабли. Каждый час их простоя обходился примерно в 400 миллионов долларов выручки. В итоге 28 марта контейнеровоз, наконец, сняли с мели. В чём причины инцидента, каковы последствия и какие выгоды из этого пытаются извлечь — расскажем в этой статье.

 

 

Что случилось

Грузовое судно под флагом Панамы держало курс из Китая в нидерландский Роттердам. Оттуда товары должны были отправиться дальше по всей Европе. Погода утром 23 марта оставляла желать лучшего: дул сильный ветер и поднялась песчаная буря. При заходе из Красного моря корабль шёл в штатном режиме, однако вскоре потерял управление, и его стало заносить на берег. При этом, как сообщает трекинговая служба VesselFinder, судно перед заходом в Суэц шло по странному курсу: в Красном море его трек-линия образовала фигуру, словно проблемы с управлением начались гораздо раньше.

 

Ever Given — один из крупнейших контейнеровозов в мире. При водоизмещении 200 тысяч тонн он составляет почти 60 метров в ширину, в длину — 400. И вот эти четыреста метров носом упёрлись в один берег канала, а кормой — в другой, пробив каменные барьеры и закопавшись в песок на огромную глубину. Длины контейнеровоза хватило чётко на всю ширину пролива — идеальная пробка.

Пробка из других кораблей стала собираться почти сразу. В первые часы в тупике оказались несколько десятков транспортных бортов, причём с обеих сторон — как по курсу на Красное, так и на Средиземное моря. На место выдвинулись нидерландские буксиры, однако все попытки сдвинуть контейнеровоз оказались безуспешными.

 

Что делали

Когда стало ясно, что Ever Given сел отдыхать основательно, администрация Суэцкого канала открыла проход по дополнительному руслу. Пропускная способность запасного пути значительно ниже основного, поэтому сумма убытков стала расти с чудовищной скоростью.  Тем временем египетские власти при поддержке Нидерландов и других европейских стран стали усиленно работать над решением ситуации. Так, принялись углублять дно по периметру всего судна, экскаваторами начали убирать песок из-под носа и кормы, с помощью буксиров пытались раскачать судно, чтобы сдвинуть его с места и дать ход мощному винту Ever Given. По прогнозам, работы должны были занять от нескольких дней до пары недель.

 

 

Как отмечал Питер Бердовски, глава одной из транспортных компаний, основная сложность заключалась в том, что вязкий песок принял на себя огромный вес — это сильно затрудняло любую работу.

— Возможно, придется применить целый комплекс мер. Для снижения веса потребуется снимать контейнеры, сливать нефть и воду с корабля, вымывать песок, – заявил Бердовски.

Ещё одна проблема крылась в размерах Ever Given. При разгрузке только с одной стороны повышался риск разлома судна пополам и полной гибели контейнеровоза с потерей огромного количества груза.

Сдвинуть нос корабля удалось лишь 28 марта. Для этого пришлось вымыть и извлечь около 27 тысяч кубометров песка. Только после этого буксиры сняли корабль с мели. При этом спасательная операция не закончена, Ever Given эвакуируют в ближайший порт, но, как только ресурсы буксиров закончатся, придётся разгрузить большую часть контейнеров прямо на воде.

 

Какие последствия

Эксперты уже неоднократно заявили, что этот инцидент принес огромнейшие убытки мировой торговле. Целая неделя блокировки главной транспортной артерии однозначно станет причиной перебоев в поставках целого ряда товаров.

— Из-за недельной задержки пострадают нефтеперерабатывающие заводы, а также вероятен дефицит электроники. Это определённо повлечёт серьёзные финансовые потери, — отметил руководитель морских исследований школы Флетчера при университете Тафтса Рокфорд Вайтс.

 

 

Пробка из 450 судов, собравшихся тут за неделю, оценивается потерями в размере более чем в 10 миллиардов долларов. Часть кораблей отправилась в обход Африки, а это дополнительные 9 тысяч километров — цена на эти товары многократно взлетит.

Канал всё ещё закрыт. Когда движение судов возобновится — на данный момент неизвестно.

 

Выгоды для России

Тем не менее, есть и позитивные стороны для экономики некоторых стран. Так, из-за временного перекрытия Суэцкого канала вырасли цены на нефть. Особенно это скажется на делах России как одного из крупнейших экспортёров нефти.

Кроме того, ситуация открывает возможности для диалога о том, чтобы перенести часть транспортных потоков с Суэцкого канала на Северный морской путь. По заявлению российских экспертов, это отличная альтернатива арабским проливам, зависящим в том числе от военной обстановки на местности. Отличная и очень выгодная российской стороне.

Аналитики до сих пор подсчитывают ущерб. В интернете тоже полным ходом кипит работа: социальные сети разрываются от количества мемов о ситуации. Вот несколько из них.

 

 

Фотографии: Известия / Global Look Press, соцсети

Видео: HotBox / YouTube

Реклама