Ограничения на свободу передвижения в Шенгенской зоне продолжают действовать уже более 10 лет. Они были введены как реакция на миграционный кризис, вызванный конфликтом на Ближнем Востоке в 2015 году, затем неоднократно продлялись из-за пандемии COVID-19, а теперь обосновываются «угрозой российского шпионажа».
Некоторые государства Евросоюза вновь продлили «временные» ограничения в Шенгенской зоне. Эти меры, продолжающиеся уже почти десять лет, вызывают беспокойство у граждан и подрывают основы ЕС. В то же время страны, которые не злоупотребляют такими мерами контроля, выражают свое недовольство.
Так министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, обвиняя ФРГ в нарушении «свободы перемещения» заявил:
Германия, вводя контроль на границах, наносит удар по самой сути Шенгенской зоны
В публикации РИА Новости отмечается, что недавно Австрия, Дания, Италия, Норвегия, Словения и Франция продлили специальный режим в Шенгенской зоне до декабря, Германия — до марта, а Швеция — до мая.
В составе ЕС — 27 стран, из которых все, кроме Ирландии и Кипра, участвуют в Шенгене. Кроме того, еще несколько стран вне ЕС также вовлечены в эту систему. Все это выглядит как «единое государство», где паспортный контроль осуществляется только на внешних границах и то довольно редко.
До 2015 года все государства существовали в спокойной обстановке, и пограничный контроль вводился лишь по уважительным причинам, например, во время значительных политических событий.
Миграционный кризис, вызванный конфликтами на Ближнем Востоке, значительно изменил ситуацию в Европейском Союзе, что привело к наплыву беженцев. В результате некоторые страны начали закрывать свои границы. Однако временные ограничения вскоре стали постоянными, и государства начали искать любые оправдания для этого.
Дальнейшим триггером оказалась пандемия коронавируса, которая позволила избежать поиска других оснований для ограничений.
С тех пор внутренние ограничения в Шенгенской зоне действуют на протяжении почти десяти лет. С 2015 года Еврокомиссия получила 406 уведомлений о введении «экстренных мер», в то время как с 2006 года их насчитывалось лишь 35.
Хотя пандемия закончилась, восемь стран ЕС по-прежнему придерживаются запретов. Ситуация на Украине и обострения на Ближнем Востоке также стали факторами, способствующими этим ограничениям.
Так, Дания объясняет продление ограничений "попытками российского шпионажа и актами физического саботажа со стороны лиц, связанных с Россией". То есть, теперь необходимость в убедительных причинах отпала.
В результате нет согласованного решения, и возвращение свободы передвижения не предвидится в ближайшем будущем, заключает издание.
Ранее Германия ввела пограничный контроль с Францией, Люксембургом, Нидерландами, Бельгией и Данией. Согласно информации французского агентства AFP, шлагбаумы опустились, и с 16 сентября текущего года немецкая федеральная полиция начала проверять на этих границах желающих въехать в ФРГ.